Пока в плюсе

Убыточность рынка обязательной «автогражданки» продолжает расти

09:58
Известия

Растут не только премии, но и выплаты — за первое полугодие они увеличились на 11,9% до 25,5 млрд рублей. Всего в компании было заявлено за первое полугодие более 1,1 млн страховых случаев по ОСАГО. За отчетный период по обязательной «автогражданке» было заключено 17,8 млн договоров, что на 5,8% меньше аналогичного прошлогоднего показателя. При этом темпы сокращения числа заключенных договоров ОСАГО несколько возросли — в первом полугодии 2009 года это сокращение составляло 4,2%.

Средняя стоимость полиса достигла 2,458 тысячи рублей против 2,345 тысячи рублей годом ранее. Средняя выплата по одному страховому случаю составила 23,046 тысячи рублей против 24,325 тысячи рублей в январе—июне 2009 года. Продолжает расти уровень выплат, который по итогам первого полугодия составил 58,4%. В прошлом году за этот же период эта цифра равнялась 56,8%.

Из предоставленных союзом данных видно, что на рынке продолжается тенденция увеличения его концентрации. Так, если годом ранее на долю десятки лидеров приходилось 64,5% премий, то сейчас уже 68,9%. «Оттого что ряд компаний уходит, ряд брокеров перестает заниматься ОСАГО, идет некое перераспределение клиентуры между крупными игроками, в связи с этим повысилась конкуренция внутри рынка ОСАГО с целью получения большего портфеля и лучших сегментов», — говорит руководитель блока розничных продаж страховой группы «МСК» Сергей Ефремов.

Крупнейшие десять автостраховщиков в первом полугодии 2010 года собрали 30,1 млрд рублей премии. Как и прежде, лидером рынка обязательной «автогражданки» выступает компания «Росгосстрах», которая собрала за первые полгода 13,6 млрд рублей премии. Второе и третье места по количеству заключенных договоров и зачисленной страховой премии занимают компании «Ресо-Гарантия» и «Ингосстрах» соответственно. В целом на долю «Росгосстраха» приходится почти треть рынка, при этом «Ресо-Гарантия», занимая второе место, отстает от лидера более чем в три раза.

По мнению Сергея Ефремова, рост премий обусловлен тем, что сегодняшний рынок ОСАГО — это то направление, где страховые компании могут активно применять свои усилия, так как в остальных направлениях, таких как каско и имущество, активности в связи с кризисом пока еще не наблюдается. «Мы все ожидаем к осени повышения тарифов на ОСАГО и соответствующим образом крупнейшие 20 компаний пытаются занять бо’льшую долю рынка, для того чтобы в дальнейшем иметь разные группы страхователей. Соответственно при следующем возрастании тарифов мы видим повышение доходности компаний по данному виду страхования», — говорит он.

По словам генерального директора страховой группы «Генезис» Виктора Юна, одной из причин повышения сборов по ОСАГО можно назвать смену автопарка. «В России растет число более мощных и современных автомобилей, что соответственно ведет к росту стоимости полисов. Кроме того, в связи с улучшением экономической ситуации сокращается число автовладельцев, которые ездят без полиса ОСАГО или отказываются от вождения автомобиля вовсе. Также стоит отметить, что в январе—июне этого года наблюдался эффектот повышения региональных коэффициентов, которое произошло в прошлом году. Рост сборов по ОСАГО может быть отчасти вызван повышением коэффициентов для водителей с небольшим стажем вождения», — отмечает он.

Тем не менее ОСАГО продолжает оставаться убыточным: рост выплат опережает рост премии, поэтому даже дальнейшее увеличение региональных коэффициентов не могло бы исправить ситуацию. «В России тарифы по ОСАГО не менялись с 2003 года и остаются самыми низкими в Европе. Повышение тарифов по ОСАГО актуально в связи с ожидаемым увеличением лимитов, предложенным Минфином. Отметим, что, по оценкам РСА, изменения лимитов должны будут привести к росту тарифов на ОСАГО на 35— 40%, – говорит Виктор Юн.

Марина КАДЫКОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля