Рэнкинг страховщиков

В кризис требования банков к страховым компаниям ужесточились, зато банки стали чаще обращаться к страховщикам для защиты от собственных рисков. В то же время страховые компании идут на все возможное ради увеличения портфеля. // Павел Самиев, Алексей Янин, Ольга Басова, специально для «Банковское обозрение», № 6, июнь 2010 года.

16:56
Банкир.ру

Рынок банкострахования сократился на 10% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а общий объем рынка составил 81 млрд рублей — показало исследование, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт РА». Незначительность сокращения взносов, полученных через банковский канал, объясняется поступлением взносов по «старым» среднесрочным и долгосрочным договорам — это автострахование и ипотечное страхование, суммарная доля которых в банковском страховании составляет 67%. Падение рынка банкострахования по «новому» бизнесу намного глубже. Объем ипотечного кредитования сократился в 2009 году в 4,3 раза, автокредитования — в 4 раза, ипотечное страхование и страхование каско сократились примерно в таких же пропорциях.

Сейчас банковское кредитование начало постепенно восстанавливаться, соответственно, следует ожидать роста поступления страховых взносов по новому бизнесу в розничном банкостраховании. С другой стороны, срок действия среднесрочных договоров, заключенных до кризиса, в 2010–2011 годах завершится, и поток страховых премий по этим договорам иссякнет. Если в 2010 году прирост объема нового бизнеса будет незначительным, то, даже несмотря на оживление кредитования, может произойти краткосрочное падение рынка банкострахования.

В структуре банкострахования за 2009 год существенных изменений не произошло. Как и в 2008 году наибольшую долю занимает розничное страхование через банковский канал продаж — 77%, на страхование юридических лиц через банки приходилось 18%, на страхование рисков самих банков — 5%.

В пятерку основных видов банковского страхования в 2009 году вошли автокаско (53% взносов от общего объема рынка банкострахования), ипотечное страхование (12%), страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов (10%), страхование залогового имущества заемщиков (13%), ДМС сотрудников банков (3%).

Первые места в рэнкинге по объему банкострахования в 2009 году заняли «Ингосстрах» (7,9 млрд рублей взносов по банкострахованию), ВСК (7,7 млрд рублей), «РЕСО-Гарантия» (5,1 млрд рублей), «Дженералли ППФ» (4,3 млрд рублей) и «Цюрих» (4,2 млрд рублей). В этом году в рэнкинг не попали «Росгосстрах» и «АльфаСтрахование» в связи с непредоставлением данных агентству, объем бизнеса по банкострахованию этих компаний аналитиками агентства оценивается в 11,8 млрд рублей и 3,5 млрд рублей соответственно.

Естественный отбор

В условиях кризиса банки стали тщательнее и строже подходить к отбору страховых компаний, поэтому далеко не каждый страховщик может стать партнером банка. В прошедшем году аккредитацию банками могли пройти только те страховщики, которые обладали высокой финансовой устойчивостью. Основные требования банков — это высокая надежность компании и своевременность урегулирования убытков. Процедура отбора страховых компаний разными банками примерно одинакова, но требования банков могут отличаться количеством запрашиваемых документов. Страховщики жалуются, что иногда этот перечень может быть очень большим, а принятие решения об аккредитации — слишком длительным. С другой стороны, благодаря действиям ФАС требования банков стали более прозрачными — банки начали публиковать список необходимых документов и требований к страховым компаниям на своих сайтах, а после положительного ответа банка название компании появляется в списке рекомендованных страховщиков.

В начале выхода страховщиков на банковский рынок, чтобы проложить «путь к сердцу» банка, страховые компании платили достаточно высокие комиссионные. Во время кризиса и ограниченности ликвидности у банков, их «аппетиты» не сократились, а в условиях жесткой конкуренции между страховщиками за аккредитацию еще более повысились. «В числе критериев отбора страховых компаний характерны порой необоснованно высокие требования по комиссионному вознаграждению, некорректные требования по внесению изменений в правила страхования, действующие в страховой компании, желание видеть себя третьей стороной в договорах страхования, заключаемых между страховщиком и страхователем», — отмечает начальник управления банковского страхования страховой группы «СОГАЗ» Валерий Ермаков.

Вездесущий демпинг

Другое сомнительное «конкурентное преимущество», которым пользовались страховщики для входа и укрепления на рынке банкострахования, — это демпинг. Страховые тарифы с кризисом и ростом убыточности не только не выросли, но и еще более снизились. Наиболее заметно эта тенденция наблюдалась в секторе страхования имущества юридических лиц. Директор департамента андеррайтинга ООО СК «Цюрих» Иван Колупаев отмечает, что в страховании предметов залога для заемщиков малого и среднего бизнеса снижение тарифов произошло в среднем на 10–15%.

В условиях сокращения взносов и роста конкуренции страховые компании стали прибегать к демпингу во всех видах банкострахования. «Экономический кризис привел к практической остановке рынка кредитования и в рознице, и в «корпоративе», что повлекло резкое снижение сборов страховщиков. В результате рынок страхования перешел в стадию «дикого рынка». Пытаясь выжить и борясь за существующие страховые портфели, практически все страховщики снизили ставки по всем видам страхования. Это демпинг в его откровенной форме», — сетует Михаил Дрокин, начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями страховой компании «Согласие».

Все еще новые, малые, но перспективные виды

Банки стали больше ценить страхование, и это уже касается не только страхования залогового имущества, но и рисков самих банков. Учтя все плюсы партнерства со страховой компанией, банки расширяют страховую защиту, необходимую для более полного покрытия рисков, а при отказе заемщиков покупать страховку банки сами стали страховать заложенное имущество. «В нашей практике бывают случаи, когда банки сами страхуют заложенное имущество своих корпоративных клиентов в случае серьезных проблем с ликвидностью у последних», — рассказывает Сергей Васин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами компании «Росгосстрах».

У банков повышается интерес и к страхованию собственных рисков. Перспективным направлением банкострахования в ближайшем будущем будет комплексное страхование рисков банков (Bankers Blanket Bond — ВВВ). В 2009 году на страхование операционных рисков банков (ВВВ), по оценкам «Эксперт РА», пришлось 270 млн рублей, что превысило объем 2008 года на 12,5%. Для рынка банкострахования это незначительная сумма, но постепенно она увеличивается.

Обычно в России банки страхуют отдельные операционные риски, а не весь их комплекс. «Комплексное страхование банковских рисков широко распространено за рубежом, а порой и вовсе является обязательным, и пока только начинает развиваться в России. При этом этот вид страхования позволяет «закрыть» значительную часть рисков, возникающих в процессе банковской деятельности, а значит, является важной составляющей комплексной системы риск-менеджмента любого банка, ориентирующегося на долгосрочное развитие и заботу о своем имидже и репутации. Для российского банковского рынка это актуальные вопросы ближайшего будущего», — считает Илья Филатов, заместитель председателя правления банка «Уралсиб».

Другим направлением защиты от убытков банков является страхование эмитентов банковских карт. За 2009 год сегмент страхования эмитентов банковских карт составил незначительную величину — 25 млн рублей, что превысило значение 2008 года всего на 1,3%. Этот вид страхования еще очень слабо развит в России, но с ростом мошенничества, производимого с банковскими картами, интерес к страхованию будет расти. Несмотря на кризис, этот вид страхования не сократился, что говорит о заинтересованности банков в снижении убытков, связанных с мошенничеством в этой сфере. «Существуют две возможные схемы сотрудничества страховой компании и банка: выдача полиса непосредственно банку или страхование клиентов банка. В настоящее время банки предпочитают сами страховать риски, связанные с мошенничеством по пластиковым картам, так как понимают, что клиенты охотнее выберут банк, имеющий подобную защиту», — комментирует Антон Казиев, ведущий специалист отдела страхования финансовых институтов ОСАО «Ингосстрах».

Юрий Ушаров, вице-президент компании «АльфаСтрахование», считает, что «схема сотрудничества по коллективному договору страхования на сегодняшний день наиболее удобна и технологически легка. Но реальный выбор схемы сотрудничества обычно зависит от оценки банком юридических и налоговых рисков. Иногда по этим соображениям выбор делается в пользу менее удобного агентского соглашения».

Другим видом банкострахования, представляющим интерес, является страхование ответственности персонала и страхование D&O. Будущее банка зависит от решений, принимаемых высшим менеджментом, а во время кризиса ответственность руководства увеличивается. В 2009 году увеличилась доля такого редкого вида, как страхование ответственности персонала и страхование D&O. По данным «Эксперт РА», взносы по этому виду страхования в 2009 году увеличились на 133% и составили 70 млн рублей. Защита финансовой устойчивости банка в рамках страхования D&O связана со страхованием от неправильно принятых решений руководством банка или, наоборот, — его бездействием, таким образом банк ограждает себя от возможных убытков. Такую страховку преимущественно приобретают крупнейшие банки, особенно если акции этого банка котируются на фондовом рынке. Например, Сбербанк застраховал ответственность президента–председателя правления и членов правления на общую сумму 3 млрд рублей (лимит ответственности).

Ожидаем оживления розницы

Сейчас банковский рынок оживает, кредитование восстанавливается, соответственно, в 2010 году розничное банкострахование вновь будет расти. «На сегодняшний день из-за избыточной ликвидности банков и посткризисного спада в корпоративном секторе именно в сфере розничного кредитования и, соответственно, страхования розничных кредитов наблюдается заметное оживление», — отмечает Армен Саркисян, руководитель управления банковского страхования ВСК.
По мнению «Эксперт РА», наиболее перспективными видами банкострахования в следующие годы, кроме популярных розничных видов, будут страхование залогов, товаров и имущества юридических лиц через банки, а также ВВВ, страхование эмитентов банковских карт, D&O.

В 2009 году страховые компании разделились на четыре группы: компании с высокой долей банкострахования в портфеле и ориентацией на корпоративное страхование; компании с высокой долей корпоративного банкострахования и невысокой зависимостью от банковского канала; компании, специализирующиеся на розничном банкостраховании; и компании с высокой долей розничных видов и высокой зависимостью от банковского канала продаж.

«Страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, 2009 г.» (таблица)

«Объем рынка банкострахования по секторам» (таблица)

«Рэнкинг по видам розничного банкострахования» (таблицы)

«Рэнкинг по видам корпоративного банкострахования» (таблицы)

«Рэнкинг по видам страхования банковских рисков» (таблицы)

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля