Автокредиты набрали скорость

Рынок оправился от последствий пандемии.

10:49
Коммерсантъ

К концу года практически восстановился после «коронакризиса» рынок автокредитования. Объем выданных средств за 11 месяцев превысил показатель аналогичного периода прошлого года, несмотря на то что сегмент сильнее всех просел в апреле—мае. Этому способствовали реализация отложенного спроса, действие госпрограмм автокредитования и опасения покупателей, что цены на автомобили вырастут.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам ноября 2020 года было выдано 88,5 тыс. автокредитов на сумму 77,9 млрд руб. Средний размер кредита составил 880,5 тыс. руб. Для сравнения: за 11 месяцев 2019 года было выдано 74,3 тыс. кредитов на сумму 61,9 млрд руб. Рост рынок автокредитования демонстрирует, несмотря на резкий провал весной — в период коронавирусных ограничений. Так, в апреле число выданных автокредитов составило 20,3 тыс. (на сумму 14,2 млрд руб.), что меньше в 4,5 раза в количественном и в 5,5 раза в денежном выражении, чем в докризисном марте.

Если не считать ипотеку, продемонстрировавшую в 2020 году рекордный рост благодаря программам господдержки, то рынок автокредитования показал наилучшие результаты среди остальных сегментов розничного кредитования.

Для сравнения: за 11 месяцев было выдано 1,3 млн потребкредитов на сумму 288,9 млрд руб. и 797,2 тыс. новых кредитных карт с общим лимитом 54,7 млрд руб. По итогам ноября 2019 года эти показатели составляли 1,6 млн потребкредитов на 272,8 млрд руб. и 962,1 тыс. кредитных карт (60,8 млрд руб.).

В условиях экономического спада залоговое кредитование, как правило, демонстрирует большую устойчивость: банки ужесточают политику в отношении более рискованных сегментов (кредиты наличными, кредитные карты) и стараются компенсировать выпадающие доходы в более надежных сегментах типа автокредитования и ипотеки, поясняет тенденцию управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.

Быстрое восстановление сегмента автокредитования было обусловлено реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких карантинных ограничений, поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Кроме того, активность на авторынке обеспечили расширение условий госпрограмм льготного автокредитования и опасения потребителей относительно роста цен на автомобили. «Это привело к росту средней суммы автокредита на 10% (с января по ноябрь — до 880 тыс. руб.),— замечает господин Доронкин.— А снижение кредитных ставок повысило доступность ссуд даже при падающих доходах».

Что касается дальнейшей динамики на рынке автокредитования, то в декабре 2020 года — первом квартале 2021 года в сегменте ожидается падение, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В ноябре завершилось действие госпрограммы льготного автокредитования, напоминает он.

Программы льготного автокредитования в 2020 году обошлись бюджету в 17 млрд руб. и действовали дольше, чем в предыдущие годы,— до ноября.

Для сравнения: в 2019 году финансирование было исчерпано сначала в марте—апреле, а потом в июле—октябре (всего 9 млрд руб.). Правительство все так же давало скидку на аванс в 10% от стоимости автомобиля, но максимальная цена выросла до 1,5 млн руб., что позволило незначительно расширить круг моделей.

Банки соглашаются, что 2020 год, несмотря на пандемию был удачным для автокредитования. Некоторые клиенты приобретали автомобиль в кредит в качестве инструмента для вложения и сохранения средств с учетом волатильности валютных курсов, замечает начальник управления продуктовой политики Русфинанс-банка Алексей Бессонов. Несмотря на сложный период и провал продаж во втором квартале, 2020 год можно назвать успешным для бизнеса, заключает он. По итогам года банк ожидает, что продажи достигнут уровня 2019 года.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля