Курс — лечение

Основные цели предстоящей реформы здравоохранения изложил в своем отчете Государственной думе председатель правительства Владимир Путин. В рамках ее подготовки в среду и четверг в Москве проходит совещание по формированию региональных программ модернизации.

14:09
Известия

- За четыре года реализации Национального приоритетного проекта "Здоровье" и дополняющих его федеральных программ в систему здравоохранения вложены сотни миллиардов рублей федерального бюджета и средств регионов, - напомнил участникам совещания, руководителям здравоохранения регионов и федеральным чиновникам вице-премьер Александр Жуков. - Результаты налицо: снизилась смертность, повысилась рождаемость, в 2009 году впервые за последние десятилетия население страны не уменьшилось. Выросла заработная плата врачей и медсестер, доступнее стала высокотехнологичная медицинская помощь, улучшилось лекарственное обеспечение.

Однако необходимы и более системные изменения, резкое повышение качества и доступности современной медицинской помощи для всех россиян. В условиях финансового кризиса правительство и депутаты приняли важнейшее решение: существенно увеличить финансирование здравоохранения.

- Решение непростое, так как оно увеличит налоговую нагрузку на бизнес, - признал Александр Жуков. - Но это позволит привлечь в здравоохранение серьезные дополнительные средства - за два года 430 млрд рублей. Теперь перед нами цель - потратить эти средства эффективно.

- Новый проект касается каждого человека, - дополнил секретарь президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Вячеслав Володин. - Основные проблемы сейчас сосредоточены в муниципальном и региональном здравоохранении, в котором получает помощь большинство граждан. Но из 29 551 здания медицинских учреждений в аварийном состоянии находятся 7450, 2,5 тыс. работают без водопровода, 8,7 тыс. - без горячего водоснабжения, а в 2,8 тыс. нет даже канализации.

- Существенно изношено медицинское оборудование, - продолжает Вячеслав Володин. - Говорить о качестве медицинской помощи в таких условиях просто невозможно.

Как известно, прибавка стала возможной за счет увеличения с 2011 года отчислений на социальное страхование, в том числе и на ОМС - с 3,1% от фонда зарплаты до 5,1%. Полученные средства было решено аккумулировать в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и направить на реформу здравоохранения. В ней выделены три основных направления.

Ремонт, реконструкция и обновление оборудования

На эти цели будет потрачена большая часть ассигнований. Однако, для того чтобы их получить, каждый регион должен разработать конкретную программу модернизации своих медучреждений. В помощь им министерство разработало примерную программу, которую вывесило на своем сайте (www.minzdravsoc.ru).

Начать ее разработку необходимо с создания паспорта региона. В нем помимо карт и демографических показателей должен быть анализ состояния здоровья граждан, заболеваемости и смертности в регионе, информация о каждом медицинском учреждении, о сети в целом сейчас и о том, какой видят ее к 2013 году власти. Кроме того, регионы должны разработать предложения по рационализации и повышению эффективности системы: какие учреждения надо отремонтировать или построить, какое оборудование обновить, сколько врачей и по каким специальностям подготовить. Ведомство разработало индикаторы оценки модернизации. Это снижение заболеваемости по разным недугам и смертности - общую смертность предполагается снизить на 10%, а также снижение числа экстренных госпитализаций и выхода на инвалидность. Свою программу регионам предстоит защитить и затем подписать трехсторонний договор об этом с Минздравсоцразвития и ФФОМСом.

На эту работу регионам отведено время до 1 октября. Срок небольшой, именно поэтому и собрали совещание. Оно и проходит по необычной схеме: после установочных докладов глав департаментов министерства второй день работы будет посвящен ответам на вопросы представителей регионов. А вопросов, судя по оживленным дискуссиям в перерывах, у них немало.

Информатизация здравоохранения

Вторая составляющая реформы - информатизация. О необходимости этого говорят уже не первый год. Врачи исписывают тонны бумаги - истории болезней, разные формы, отчеты, журналы и т.п. Но получить любую необходимую справку или отчет порой бывает непросто. Теперь в поликлиниках и больницах будут введены современные информационные системы, в том числе персонифицированный учет оказания медицинских услуг населению, электронные медицинские карты и электронная запись к врачу, а также электронный документооборот.

Из-за отсутствия единой базы застрахованных по ОМС и сложной системы взаиморасчетов между регионами россияне по-прежнему не могут пользоваться своим полисом повсюду в стране, как это гарантирует закон. Электронный полис эту систему должен наконец наладить. На данную часть реформы планируется потратить примерно 24 млрд рублей.

Стандарты медицинской помощи

Сегодня в разных регионах одно и то же заболевание нередко лечат по-разному - насколько позволяют квалификация врачей и наличие нужного оборудования. Это по меньшей мере несправедливо. Реформа нацелена, в частности, и на то, чтобы везде в стране помощь оказывалась по единым стандартам и методам. Эту работу Минздравсоцразвития ведет не первый год. Но внедрение стандартов требует и оснащения единым оборудованием, и одинакового профессионального уровня специалистов. На эти цели планируется выделить 136 млрд рублей.

Однако регионы также должны будут представить свои планы повышения качества медицинских услуг, оптимизации сети медучреждений, набора необходимых диагностических служб, обучения врачей и т.п. В общем, того, благодаря чему люди получали бы именно ту помощь, в которой нуждаются, за счет системы медстрахования, а не за свои кровные. В этой части реформы предполагается и повышение зарплат врачей - к концу 2011 года средняя зарплата врачей должна вырасти до 23-25 тыс. рублей.

Законы тоже изменятся

Параллельно с реформой практического здравоохранения идет большая работа и по совершенствованию законодательства о здоровье. Как известно, закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" уже успешно прошел первое чтение в Госдуме. Второе должно было пройти сразу после летних каникул депутатов, в начале сентября. Это вызвало нарекания в регионах - необходимые поправки оттуда просто не могут прислать к этому сроку, так как региональные органы власти тоже отдыхают. Министр Татьяна Голикова обрадовала участников совещания: ведомство согласовало с Думой отсрочку второго слушания - оно перенесено на начало октября.

Напомним: в закон внесено немало новых прав для граждан. Так, мы получим право сами выбирать страховую компанию - сейчас каждый застрахованный намертво прикреплен к той, которую выбрал для работников работодатель, а для неработающих - местная власть. Получим и давно декларируемое на словах, но неосуществимое на практике право выбора медицинской организации и врача, работающих в системе ОМС. А войти в нее в заявительном порядке смогут любые больница, поликлиника, медцентр и т.п. Сейчас этого права лишены многие из них - например, ведомственные или просто нелюбимые чиновниками по каким-то причинам.

Наконец, все мы получим полис ОМС единого образца, который будет действовать на всей территории России. С 2013 года в ОМС войдет "Скорая помощь", с 2015-го - высокотехнологичная, то есть для ее получения не надо будет выбивать пресловутую "квоту".

Еще больше инноваций содержит проект "Основ законодательства об охране здоровья". В нем впервые даются однозначные определения таким понятиям, как здоровье, медицинская услуга и медицинское вмешательство, диагностика и лечащий врач; подробно прописаны права и обязанности медицинских организаций, медицинских и фармацевтических работников, а также граждан и отдельных групп населения.

Разграничены полномочия центра и регионов. В частности, за федеральным уровнем оставлены утверждение порядков оказания помощи и стандартов лечения, номенклатуры медицинских услуг, контроль качества и безопасности медицинской помощи - регионы не смогут изменять все это в сторону уменьшения или ослабления.

Сердцевиной законопроекта стали положения по организации сферы охраны здоровья, то есть наведения в ней четкого порядка, которого нам так часто недостает. Так, он возвращает полную структуру оказания помощи - отделения неотложной помощи в поликлиниках, санитарную авиацию и т.п. Описывает и разграничивает формы помощи, позволяет выстроить ее логистику и этапность в интересах пациента.

Еще одним важным законопроектом, который подготовлен к принятию, станет закон о защите прав пациента. Его внесут в Госдуму также в осеннюю сессию.

Как вам это?

Тамара Тюрина, заместитель председателя Законодательного собрания, Республика Мордовия:

- Сложности могут появиться там, где и не предполагаешь. Сейчас, на стадии разработки программ, уже есть неясности. Я думаю, что легче всего остального будет информатизация отрасли: тут задачи конкретны и понятны. Остальные более масштабны и сложны.

Гайдар Гайдаров, министр здравоохранения, Иркутская область:

- Самая сложная проблема для здравоохранения сейчас - кадры. Модернизация без кадрового обеспечения невозможна. Поэтому очень хорошие прозвучали предложения Минздравсоцразвития по реформе медицинского образования и подготовке кадров. Сегодня целевое распределение врачей формально, потому что средств муниципальных образований на эти цели не хватает. У нас в области укомплектованность врачебными кадрами 62%, и хуже всего в сельской местности. Мы и сами уже начали собственную программу поддержки выпускников медицинских вузов: выплачиваем неплохие подъемные - 100 тыс., а то и 200 тыс. руб., социальное жилье на три года, выделяем участки под жилищное строительство. И впервые за многие годы молодые врачи поехали на село. А если такую программу начнут реализовать на федеральном уровне - это серьезная поддержка.

Анатолий Барабаш, директор территориального фонда ОМС, Амурская область:

- Мы уже составили паспорт региона, разработали программу модернизации в объеме 27 млрд руб. Но до сих пор не ясно, на что можем рассчитывать - принципы распределения федеральных субсидий пока непонятны. А самым сложным для нас будет информатизация отрасли - в области связь в плачевном состоянии, территория большая и есть районы, где только спутниковая телефонная связь. Недостаточный и технический парк - в среднем на один компьютер приходится семь врачей. Бюджет у нас напряженный, и все же в этом году нам выделили на целевые программы здравоохранения, на оснащение учреждений и ремонт дополнительно 500 млн руб. - такого давно не было.

Татьяна БАТЕНЁВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля