Как подсчитали статисты, с января по август рынок ОСАГО потерял более 4 процентов от прошлогоднего показателя. Как отметили в РСА, компании собрали с автомобилистов менее 125 миллиардов рублей за страховку. Изучением ситуации занялись общественные аналитики. Они выяснили, что факторов, повлиявших на сборы, несколько.
Первый из них - падение средней стоимости услуги более чем на пять процентов. Это стало следствием пересмотра тарифных правил в ходе реформы системы страхования, которые позволяют компаниям самостоятельно устанавливать коэффициенты, в том числе снижая ставки. Этим воспользовались ряд игроков, чтобы получить конкурентное преимущество. Однако такое поведение в итоге сказалось и на конечных суммах доходов.
Кроме того, по данным исследователей, активизировались мошенники, выдающие фальшивые полисы. И значительная доля автомобилистов, желая сэкономить, соглашаются на приобретение подделок. И эта ситуация сказывается уже не только на емкости рынка, но и на самой системе ОСАГО, поскольку создает проблемы при реализации прав автовладельцев при страховых случаях.
Эксперты констатируют, что на развитии серого рынка полисов сказывается социально-экономическая обстановка, определенные слои населения не могут позволить себе прежние траты и ищут возможности сэкономить на чем угодно, в том числе на оплате автогражданки, надеясь отъездить год без аварий.
Чтобы противостоять этой угрозе, общественники призывают продолжить курс на смягчение ценовой политики, чтобы полисы были доступны большему числу автовладельцев. В то же время они считают, что нельзя отказываться и от карательных мер. В частности анонсируется внедрение программы, которая с помощью видеокамер будет выявлять автомобили, владельцы которых не оформили ОСАГО.
Еще один фактор, отразившийся на рынке автогражданки, связан с качеством работы самих страховщиков. Они не всегда справляются с задачей дифференцирования цен для водителей с разным уровнем компетенций. То есть предоставить скидки аккуратным водителям компании могут, а вот заставить лихачей платить больше удается не всегда. Это один из каналов потерь для компаний, признают наблюдатели. Возможно, этот недостаток в системе будет изжит после завершения реформы ОСАГО, которая продолжается по сей день.
В результате ее реализации тарифы должны стать более прозрачными и справедливыми, стимулируя граждан вести себя более ответственно за рулем. Этого можно будет достичь за счет увеличения тарифного коридора. Тогда водители, которые ездят дисциплинированно, смогут получить полисы еще по более выгодной цене, а для тех, кто постоянно устраивает аварии, приобрести его станет сложнее.
Но для рынка важно, что такие меры должны наконец вывести финансовые показатели компаний в сторону прибыли по автогражданке. Пока этот сегмент доставляет страховщикам больше головной боли, чем выгоды, говорят участники рынка.
Что вызвало финансовые потери на рынке ОСАГО?
Серьезное снижение объемов продаж полисов страхования автогражданской ответственности в России в этом году заставило аналитиков заняться поиском причин изменений в структуре рынка.