Страховые компании стремительно двигались к персонализации предложения и больше не хотели полагаться при расчете стоимости полисов на такие общие параметры, как демография или кредитный рейтинг. Телематические устройства считывают стиль и частоту вождения, а значит, должны были обеспечить прозрачность страховой математики и упростить процесс урегулирования убытков. Получая данные этих устройств из автомобилей, страховые компании планировали поощрять «хороших» водителей скидками на полисы, а для «плохих», напротив, вводить повышающие коэффициенты к стоимости страховки.
Использование телематики было бы выгодно не только рядовым водителям, но и бизнесу, например владельцам автопарков. С помощью телематики они смогли бы оперативно получать данные о состоянии и передвижениях своих автомобилей, стиле езды каждого из водителей. Это открыло бы им новые возможности для управления бизнесом и его развития, а также для снижения рисков.
Драйвером роста рынка «умного» страхования могло стать использование телематики в рамках европротокола по ОСАГО. (Оформление ДТП по европротоколу происходит в том случае, если участниками аварии стали два автомобиля, не нанесен ущерб жизни, здоровью, имуществу третьих лиц. Стороны должны иметь единое мнение относительно причин аварии.)
В конце 2015 года эксперты J’son & Partners Consulting предполагали, что к 2020 году количество «умных» полисов каско в России вырастет с 30 тыс. (1,2% рынка) до 3,3 млн (52%). Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. По итогам 2017 года проникновение «умного» страхования автокаско в России составило всего не более 3%.
«Умные» полисы для молодежиВместе с тем прослеживается очевидная параллель между развитием страховой телематики в России и США, где этот рынок уже сложился. Там наиболее восприимчивыми к новой технологии оказались молодые водители. Согласно данным Deloitte, 35% американцев в возрасте 21–29 лет согласны на установку телематического устройства в автомобиль, тогда как среди автомобилистов старше 60 лет на такой шаг готовы только 15%. Deloitte объясняет это лояльностью молодежи к вопросам приватности. Это важная тенденция для страховщиков.