Медицинской реформе предлагают альтернативный диагноз

РСПП и ТПП на совместном совещании объявили о неприятии проекта реформы здравоохранения, которую с подачи Минздрава Госдума начнет обсуждать 7 июля. Бизнес считает, что реформа системы обязательного медстрахования выведет отрасль из-под действия страховых принципов. Вряд ли это остановит правительство и Минздрав, считающих целевую модель в реформе здравоохранения уже определенной и не нуждающейся в каких-либо содержательных изменениях.

16:38
Коммерсантъ

Законопроект "Об обязательном медицинском страховании" (ОМС), первое чтение которого запланировано на 7 июля, вчера вызвал резкую критику на совместном заседании РСПП и ТПП РФ. С 25 мая, когда документ был опубликован, Минздрав собирает на своем сайте экспертные мнения и предложения, замечания к документу также принимает комитет Госдумы по охране здоровья до 2 июля. В РСПП пришли к выводу, что рассмотрение проекта закона преждевременно, и требуют его концептуальной переработки.

По словам главы РСПП Александра Шохина, законопроекты Минздрава появляются "словно черт из табакерки", и "непонятно, как рассматривать данный законопроект с учетом того, что есть политическое решение о принятии законопроекта в первом чтении". В объединении работодателей предъявляют к документу серьезные претензии. Прежде всего, там считают, что выбор в пользу бюджетно-распределительной модели системы ОМС "ошибочен". Главная претензия предпринимателей — уход от страховой медицины в пользу "бюджетно-распределительных основ" оказания медуслуг. Страховые взносы в РСПП называют "налогом на здоровье", который становится "суррогатной заменой бюджетного финансирования". Предприниматели не нашли в документе актуарных расчетов размера ставки такого "налога".

Одна из основных претензий РСПП — чрезмерный размер "солидарного" участия работников в финансировании ОМС. По расчетам РСПП, взнос работника составляет две трети "налога на здоровье". Предприниматели подсчитали, что из 12 тыс. руб. в год, взимаемых в виде платежей за ОМС со среднего заработка работника, только 33% идет на оплату собственно медицинской помощи самому работнику, а 40% платежа — это инвестиции в медучреждения и расходы на развитие сети медучреждений, еще 27% являются дотированием медуслуг для неработающих, взносы за которых (они платятся из региональных бюджетов) вчетверо меньше — 3 тыс. руб. Вопрос о том, что изменит внесение в размер гарантий "инвестиционной составляющей" (без нее предоставление каких-либо услуг в рамках гарантий невозможно теоретически), в РСПП не обсуждают. Союз в любом случае предлагает пересмотреть ставки взносов неработающих и работающих граждан: они должны быть "более сбалансированы и взвешены".

Кроме того, в РСПП отмечают: несмотря на то что законопроект находится на стыке норм законодательства о страховом деле и социального законодательства, страховые организации в нем устранены из системы ОМС. В системе ОМС, по мнению РСПП, ликвидируется институт независимой экспертизы качества медуслуг. В целом в РСПП предлагают строить "страховую медицину с господдержкой". Председатель комитета ТПП по вопросам социальной политики, депутат Госдумы Оксана Дмитриева заявила, что позиция комитета ТПП РФ по этому законопроекту будет также отрицательной.

В основном критика РСПП проекта Минздрава касается всей целевой модели реформы системы ОМС, а не "конструкционных" деталей. Очевидно, Минздрав рассчитывает на то, что в решениях такого масштаба (сравнимой по масштабам реформой является, например, реформа бюджетных учреждений в 2011 году) уже принятое политическое решение неотменимо при умеренном масштабе сопротивления реформе в обществе. Несмотря на критику РСПП, пока нет признаков того, что это сопротивление будет значительным.

Ранее критические замечания к документу высказывали также представители Минфина и ФАС, но их критика как раз касалась конструкционных элементов проекта Минздрава. У Минфина были вопросы по статусу страховщика ОМС и статусу федерального фонда ОМС. Там отмечали и противоречия: в частности, законопроект предусматривает превращение ФФОМС в страховую организацию без лицензии, неподотчетную Росстрахнадзору, а страховщики ОМС описаны в документе как сервисные, а не собственно страховые компании. У ФАС вызывал претензии порядок прикрепления застрахованных к страховым медорганизациям: "молчуны" от ОМС распределяются среди трех крупнейших страховых компаний ОМС в регионе. Такой порядок, считают в ФАС, может привести к монополизации рынка услуг в системе ОМС. Также недовольство ФАС вызвало включение с 2012 года в систему ОМС "скорой" — это будет означать лишение права на оказание скорой медицинской помощи граждан, не предъявивших полисы ОМС,— а также включение с 1 января 2015 года в систему высокотехнологичной медпомощи.

Дарья НИКОЛАЕВА, Дмитрий БУТРИН

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля