Суд отложен: казанцы начнут решать споры со страховыми через омбудсмена

Споры между автовладельцами и страховыми компаниями теперь будут решаться при участии финансового омбудсмена. Специалисты считают, что это усложнит жизнь автовладельцам и затянет время
 

17:10
РБК Оксана Сотник
Затянут время

РБК Татарстан опросил экспертов финансового рынка о грядущей реформе в сфере автострахования. Они сошлись во мнении, что финансовые омбудсмены станут лишней прослойкой между автовладельцами и страховыми компаниями.
 

Начиная с 1 июня, обязательной стадией в процессе урегулирования спора со страховщиком станет обращение к финансовому омбудсмену. «Если гражданин столкнулся с проблемами при обращении к страховой, спор будет разрешать уполномоченный, причем для физических лиц эта процедура бесплатна, платить будет страховая компания», – заявил в интервью СМИ в декабре 2018 года глава департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Закон о финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций был подписан Владимиром Путиным в июне 2018 года. С июня 2019 года с финансовым уполномоченным с 1 июня этого года будут обязаны взаимодействовать ряд страховых организаций, с 1 января 2020 года – МФО, с 1 января 2021 года – кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации и НПФ.

Как заявила РБК Татарстан руководитель практики уголовного и административного права НЮС «Амулекс» Алена Зеленовская, одна из целей закона – это разгрузка судей и возложение большей части споров о применении закона об ОСАГО на финансовых омбудсменов.

«Нельзя забывать и о том, что многие судьи в отставке найдут применение своему профессионализму и опыту в качестве омбудсменов, поскольку закон требует наличие именно судейского стажа. О том, насколько беспристрастно будут рассматриваться обращения потребителей, покажет практика. На сегодня судебная практика преимущественно на стороне автовладельцев при разрешении споров о нарушении их прав при применении закона об ОСАГО», – сказала Зеленовская.

Среди негативных последствий законодательного она назвала увеличения срока до подачи заявления в суд. «При наличии требований о претензионном порядке разрешения споров по ОСАГО, обязательный порядок обращений граждан к финансовым омбудсменам, общий срок рассмотрения которых составляет от 15 до 30 дней, будет являться препоной для обращения потребителей сразу в суд, что затянет сроки удовлетворения их требований. Думаю, закон неизменно влечет за собой, в данном случае, внесение изменений в закон об ОСАГО о порядке урегулирования споров», – cказала Зеленовская.

Такого же мнения придерживается юрист татарстанского отделения Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. «На мой взгляд, это лишняя инстанция. Сейчас до суда необходимо направлять претензии в страховую компанию. Без них иск в суд просто не примут. А теперь представьте, что вводится еще одна дополнительная ступень, которая будет затягивать время. Думаю, задержка будет на 1-1,5 месяца. Это точно усложнит жизнь автомобилистам», – сказал Копвиллем в беседе с РБК Татарстан.

По его словам юриста, финансовые затраты тоже лягут на автовладельцев, несмотря на то, что по закону деятельность службы финансового уполномоченного обеспечивается за счет ежеквартальных взносов страховщиков. «Суммы, которые страховые будут отчислять на омбудсменов, они включат в тарифы. Автовладельцы будут платить больше. Конечно, речь не идет о существенных суммах, но тем не менее», – сказал Копвиллем.

Задержка выплат и отказы

По словам экспертов, в отношениях страховых компаний и автовладельцев по-прежнему остается достаточное количество проблем.

По данным Алены Зеленовской, наиболее распространенные исковые требования автовладельцев связаны с недостаточностью сумм выплат страхового возмещения, необоснованными отказами в страховом возмещении, некачественным ремонтом в рамках страхового возмещения, нарушением сроков ремонта и так далее.

«Как показывает практика, сумму возмещения страховщик уменьшает, применяя неверный порядок исчисления стоимости для восстановительного ремонта легковых автомобилей. К рычагам, используемым страховщиком для затягивания срока выплат, можно причислить необоснованный отказ в страховом возмещении», – сказала Зеленовская.

Владлен Копвиллем отмечает, что задержку выплат все-таки удалось существенно снизить после введения штрафных санкций за просрочку. Однако несогласие автовладельцев с суммами все еще есть. Еще одной проблемой он называет ситуацию с ремонтом в рамках страхового возмещения.

«Согласно правилам, при страховом ремонте СТО должны использовать новые детали. Однако случается, что выплаченной суммы не хватает, так как стоимость материалов, установленная в справочниках РСА, существенно ниже, чем реальные рыночные цены. Поэтому автомобилистам предлагают китайские аналоги», – сказал Копвиллем.

По его словам, станции технического обслуживания просто отказываются выполнять работу за указанную страховой сумму. «Хотя автомобилисты обращаются именно в те СТО, которые рекомендует страховая компания. Ремонтные организации не хотят работать за такие деньги. При этом никаких справок или документов об отказе они не выдают», – сказал Копвиллем.

По словам Копвиллема, страховые компании могут отказать в выплате и при неправильном заполнении европротокола, которые активно используются при оформлении ДТП.
 

По данным Банка России, в 2018 году объем страховых взносов по ОСАГО составил 226 млрд рублей. При этом выплаты по договорам ОСАГО за год снизились на 21,4%, до 137,9 млрд рублей. Средняя выплата по обязательному автострахованию за год снизилась до на 4,1 тыс. рублей до 60,1 тыс. рублей. В Татарстане по итогам первых шести месяцев 2018 года объем страховых взносов практически в 2 раза превысил сумму выплат. В течение первых 6 месяцев прошлого года в республике заключили 592 тысячи договоров ОСАГО.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля