ОСАГО околоноля. На рынке страхования ждали резкий плюс, а цена полиса пошла в минус

Первый этап «тарифной реформы» не привел к росту цен на ОСАГО, которым грозили участники рынка автострахования. В Петербурге даже наметилась тенденция к снижению ставок.

17:40
Фонтанка.ру, Санкт-Петербург

О шестипроцентном снижении базовой ставки обязательного страхования автогражданской ответственности объявил Российский союз автостраховщиков. По регионам официальной статистики пока нет, исследование «Фонтанки» показало, что в Северной столице тариф в среднем уменьшился на 1 процент. На этом фоне автоэксперты видят новую опасность, говоря о том, что складывается ситуация, когда «тонкая настройка» позволяет отсеивать невыгодных клиентов – во вред безопасности движения.

То, что страховщики называют «тарифной реформой», вступило в действие 9 января 2019 года. По новым правилам Центробанка страховым компаниям дозволено снижать или повышать базовый тариф ОСАГО на 20%. Для физлиц – владельцев легковых автомобилей коридор составил 2 746 – 4 942 рубля (до 9 января было 3 432 – 4 118 рублей).

«Тонкая настройка» – это ввод 58 градаций водителей по возрасту-стажу вместо прежних четырех. Для самых молодых водителей коэффициент вырос (с 1,8 до 1,87), для опытных появились скидки до 7%.

В Петербурге с ОСАГО работают 44 страховых компании, из них примерно 12 делят 70% рынка. Если проанализировать состояние городской базовой ставки, то получится, что у большинства крупных игроков она осталась на уровне, близком к прошлогоднему. Особенно если брать самый массовый сегмент – владельцев легковых автомобилей.

На значительное снижение не решился почти никто, периодически встречается повышение. Если учесть этот фактор, итого среднее снижение базовой ставки составило примерно 1%. В пересчете на деньги – около 100 рублей, при средней ставке для владельцев легковых автомобилей на уровне 4100 рублей.

Базовые ставки сделаны

«Росгосстрах» снизил базовый тариф 25 февраля – 4 118 рублей для физлиц с легковыми автомобилями в 69 регионах. Максимальное снижение базовой ставки для регионов составило 15% (Удмуртия), а для автовладельцев Петербурга — 3%.

У компании «Ресо-гарантия» базовая ставка с 18 марта выросла с 4 118 до 4 324 рублей. Средняя премия страховщика с начала года выросла на 3,6%: с 7 179 до 7 438 рублей.

У компании много водителей с большим стажем, говорит заместитель генерального директора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов, поэтому на портфеле уже начинает сказываться изменение системы возрастных коэффициентов, значит, средняя цена полиса будет снижаться.
«Альфа-страхование» к радикальным переменам пока не готово. Базовую ставку на текущий год страховщик утвердил 7 февраля – для петербургских владельцев легковых машин она составила 4118 рублей, то есть предельно возможную еще с 2016 года. Однако из-за применения всех обновившихся коэффициентов средняя стоимость полиса «Альфы», констатируют в компании, с 9 января упала с 8 374 до 8 098 рублей.

«По нашей оценке, рынок ОСАГО Петербурга и Ленинградской области сбалансирован», – объясняет отказ компании снижать ставку (4118 рублей) директор петербургского филиала СПАО «Ингосстрах» Владимир Храбрых. Изменение ставок, которое предпринимают «отдельные страховщики», на конъюнктуру рынка не влияет, уверен он.

Впрочем, в условиях слабого изменения ставок некоторые компании готовы на ухищрения, чтобы переманить клиента. Так, «Страховой дом ВСК»» декларирует снижение ставки с 1 февраля для москвичей и петербуржцев на 10% (3 706 рублей при оформлении «электронного ОСАГО»).

Меньше ДТП — ниже цены

Происходящие, а также грядущие изменения на рынке в «Росгосстрахе» называют установлением более справедливой стоимости полиса. «Например, на территориях, не отличающихся аномальным количеством ДТП и уровнем мошенничества, мы видим, как базовая стоимость полиса ОСАГО снижается», – констатируют в компании.

«В большинстве массовых сегментов транспорта из-за ужесточения конкуренции на рынке, как и ожидалось, стоимость полисов уже снижается, – вторит коллегам замгендиректора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов. – Повышение произошло только по типам транспортных средств с очень высокой убыточностью (такси, автотехника юрлиц. – Прим. ред.), то есть там, где страховые компании давно терпят убытки».
 
«Уже сейчас 30% водителей в стране имеют доступ к более низким тарифам, чем до 10 января. Это значит, что 40% россиян, а это водители и члены их семей, в стране увидят снижение, а не рост расходов на ОСАГО в этом году, – предсказывает руководитель управления методологии обязательных видов страхования АО «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – Более того, мы уверены, что за счет изменения базового тарифа и коэффициента «возраст/стаж» до конца года сокращение средней итоговой премии для клиентов произойдет на 70 территориях РФ».

Страховщики ждут наступления апреля, когда начнется второй этап реформы ОСАГО. Коэффициент аварийности всех водителей («бонус-малус») теперь будет назначаться ежегодно 1 апреля – с невозможностью пересмотра до следующего апреля. Если у автовладельца несколько полисов, 1 апреля 2019 года ему будет присвоено самое низкое из значений коэффициента. Со 2 апреля РСА должен будет предлагать автовладельцу не случайного страховщика для заключения договора в проблемных регионах, а список с правом выбора из нескольких компаний. В 2019-2020 годах правительство собирается отменять коэффициент мощности автомобиля, а затем региональный коэффициент — в обмен на возможность сильнее расширить коридор, до 40% в сентябре 2020-го.

Однако представители объединений автовладельцев радужных настроений страховщиков не разделяют. Статистические данные об изменении средней стоимости полиса по региону мало отражают реальную статистику, считают в петербургском отделении межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». «Есть 90-летний дедушка с большим стажем, а есть молодые люди, которым еще лет десять платить по повышенному коэффициенту. Конечно, если брать тех и других, выйдет вроде бы адекватная цена», – рассуждает председатель координационного совета отделения Александр Холодов.

Автомобилисты с большим количеством ДТП за плечами или из регионов с большим территориальным коэффициентом, как в Петербурге, сетуют в «Свободе выбора», что слишком часто стали предпочитать вовсе не тратиться на ОСАГО или покупают поддельные полисы. Реальную картину портит и разница базовых ставок по регионам, когда прибыль страховщиков достигается за счет компенсации потерь от территорий, где платят плохо.

«Что страховщики называют справедливым тарифом – на деле является сегментированным тарифом, – считает председатель координационного совета, член комиссии по безопасности дорожного движения Петербурга Александр Холодов. – То есть отбором клиентов, которые принесут больше денег. Получается, страховым компаниям выгодно уничтожать сам смысл ОСАГО, который ввели, вспомним, чтобы снизить аварийность на дорогах».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля