Спор между ФАС и РСА разгорелся в Татарстане. Региональные антимонопольщики еще в 2016 году обнаружили, что цены на запчасти, указанные в едином справочнике, по которому рассчитывают страховые выплаты, существенно занижены: страховщики не учитывали, что стоимость деталей в одном регионе может отличаться от цен в другом. Кроме того, там было указано всего 13 субъектов страны вместо 85. После долго разбирательства страховщики решили ценники переписать. В итоге с декабря прошлого года средняя стоимость запчастей по всей стране увеличилась на 6,5%, но даже после этого она ощутимо отличается от рыночной, говорит президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин: «Мы видим, что курс валют растет, и запчасти непременно будут дорожать. Так что, посмотрим, будет ли этого достаточно. Но стоит отметить, что эта система несовершенна, потому что справочники корректируются не так часто, и зачастую бывает ситуация, что курс вырос, запчасти подорожали, а страховщики считают компенсацию, исходя из старых цен».
Похоже, это не устраивает и антимонопольщиков. По словам источников «Ведомостей» в ФАС, теперь автомобилисты смогут потребовать перерасчета «всех страховых выплат», которые пришлись на убытки по ОСАГО за последние три года, то есть вплоть до декабря 2018-го, когда был исправлен справочник.
Однако президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс с этим не согласен. Он ссылается на то, что закон не имеет обратной силы, соответственно, произвести перерасчет за прошлые годы невозможно: «Мы же урегулировали все эти споры или посредством ремонта, или выплатами, поэтому не видим никаких оснований для их пересмотра. В принципе, спор был по ценам в Татарстане, и мы выполнили предписание суда справочник пересмотреть. Теперь он будет пересматриваться каждые полгода. Людям поставили новые запчасти по новому закону — ремонт сделан.
Если автомобилисты подписали акт приемки-передачи и уехали на своей машине, то причем тут перерасчет?».
Однако если ФАС удастся отстоять свою точку зрения и обязать страховщиков пересчитать выплаты, тогда получить деньги не составит труда, говорит юрист в сфере автострахования Илья Афанасьев. При этом, по его словам, доплату можно получить, даже если возмещение производилось путем ремонта машины: «Необходимо найти это постановление ФАС, обязательно заверить его у нотариуса и уже обращаться к независимому эксперту, который пересчитает вам размер ущерба. Если машина уже отремонтирована, то нужно взять фотографии, акты осмотра из страховой компании, в которой вам изначально выплачивали ущерб, и на основании этих документов обращаться к независимым экспертам, потом — с претензией в страховую компанию и требовать от них доплаты».
Пока страховые компании заявляют, что за перерасчетом выплат за старые аварии к ним никто не обращался. В теории такой возможностью могут воспользоваться миллионы россиян. По данным Центробанка, за 11 месяцев прошлого года участники рынка урегулировали почти 2 млн страховых случаев по ОСАГО.