Николаус Фрай: «Росгосстрах» будет зарабатывать деньги, чтобы вернуть долг государству»

Николаус Фрай был приглашен в марте 2017 года возглавить «Росгосстрах» в качестве антикризисного менеджера под покупку холдингом «Открытие» страховых компаний, пенсионного фонда и банка группы «Росгосстрах». Эта сделка должна была привести к появлению крупнейшей частной финансовой группы в РФ, но у банка «Открытие» обнаружилась «дыра» в капитале размером 189,1 млрд рублей, он перешел в собственность ЦБ, который стал и конечным бенефициаром «Росгосстраха». Убыток страховой компании по итогам 2017 года составил 58 млрд рублей.

18:24
Коммерсантъ

Николаус Фрай, несмотря на эти события, остался на посту генерального директора «Росгосстраха». После утверждения стратегии развития банковской группы «Открытия» и «Росгосстраха» в ее составе на период до 2021 года перед страховщиком поставлены цели покончить с убытками, достичь лидерства в розничном и корпоративном страховании, увеличить агентскую сеть, построить партнерство с банками, модернизировать продукты и сервисы, усилить позиции в крупных городах РФ, рассказал Николаус Фрай. «Росгосстрах» планирует достаточно зарабатывать, чтобы полностью преодолеть кризис и вернуть государству деньги, потраченные на спасение страховщика.

- Сегодняшние задачи «Росгосстраха» и те, что стояли в момент вашего прихода в компанию в марте-апреле 2017 года, не могут быть одинаковыми. Какой вы нашли компанию тогда? За что пришлось браться в первую очередь?

- Это был период нестабильности во всем. Новости приходили с разных сторон, и все, как правило, плохие. В переходный период была достигнута договоренность о продаже доли прежнего акционера новому - «Открытие Холдингу». Но сделка не была завершена, действовали только принципиальные договоренности. А потому вроде новая команда была вправе принимать решения, но их надо было согласовать со старой командой. Не было ясности, кто же реально является владельцем компании в подобной ситуации. Все это накладывалось на серьезные финансовые проблемы, отток средств в компании был постоянным и увеличивался. Образовался страшный кассовый разрыв, и в какой-то момент казалось, что он не закончится никогда.

Сверх того, позже выяснилось, что банк «Открытие», который пришел нас спасать, сам нуждается в спасении. До конца августа сделка завершилась с участием ЦБ. Еще один удар - когда наши спасатели начали нам предоставлять финансовую помощь, она была тут же инвестирована в ценные бумаги «Открытие Холдинга» и его структур. Вскоре эта финансовая помощь обесценилась из-за падения стоимости таких активов.

- Рассчитывали на «золото», а получили «камни»? Дополнительные почти 30 млрд убытков в связи с обесценением бумаг «Открытие Холдинга « вдобавок к 30 млрд рублей убытков самого «Росгосстраха» по итогам 2017 года?

- Примерно так. Кризис разрешился в 2017 году с помощью ЦБ. Нам была предоставлена необходимая финансовая помощь в нужном объеме (106,2 млрд рублей). Кроме прочего, первый этап работы выявил: финансовое положение «Росгосстраха» оказалось хуже ожидаемого. Страховые и иные резервы были неправильно сформированы. Дебиторская задолженность была недорезервирована, а оценка некоторых объектов недвижимости (зданий) была явно завышена.

Все оценки были подтверждены новым аудитором, мы направили в Минфин и регулятору информацию о корректировках, которые были внесены в отчетность не только 2017 года, но и 2015-2016 годов. Вместе с тем большинство руководителей, имеющих отношение к прежним решениям, уже не работают в компании. Мы продолжаем внутреннее расследование по ряду спорных моментов. Одновременно мы меняем внутренние процедуры таким образом, чтобы повторение ошибок оказалось невозможным.

- Как определите характер основных управленческих нарушений?

- Нормальный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы параллельно с людьми, которые принимают решения, работали люди, которые контролируют воплощение этих решений. Такая модель не позволяет отклониться от установленных процедур в компании. Можно сказать, что ранее в «Росгосстрахе» не было достаточного контроля за ключевыми бизнес-процессами.

- День ото дня ситуация усложнялась, старая команда разбрелась, новая не сложилась. Не отчаивались? Как взаимодействовали с ЦБ?

- Эмоции неуместны. В такой ситуации описанное развитие ситуации - дело обыкновенное, это норма для кризиса. Мы начали останавливать «финансовые кровопотери», но инерция процессов в бизнесе велика. Оперативные меры дают результат спустя некоторое время, хотя определенные сдвиги в операционных показателях были заметны уже к концу 2017 года. Остановить прирост убытков, выйти «на ноль» удалось только в этом году. После убытков на протяжении трех лет подряд - с 2015 по 2017 год - в первом квартале 2018 года мы впервые показали небольшую прибыль. И это была первая победа. Закрепили тенденцию по итогам полугодия. Банк России, безусловно, более требовательно относится к нам. И это нас стимулирует и дисциплинирует. Вообще я убежден в том, что только честный разговор с регулятором и акционерами в кризисной ситуации дает надежду найти выход из кризиса. Самым трудным, пожалуй, могу признать период, когда прежние акционеры требовали от меня решений, с которыми я был внутренне не согласен. Это в прошлом, сейчас у всей команды есть общее понимание целей и стратегических задач.

- Что происходило в кризисный период в регионах, где представлен «Росгосстрах»?

- И я, и другие топ-менеджеры лично ездили в региональные филиалы компании. Коллегам там было сложнее переживать кризис. Есть люди, которые работают в «Росгосстрахе» 20, 30 и более лет, имеют заслуженные награды. Им больно было видеть, что с компанией происходило. Мы рассказывали, как планируем строить политику дальше, что делаем, что происходит. Людям легче работать, когда они понимают предстоящий путь шаг за шагом.

- В компании формируется новая команда менеджеров...

- Да, основной костяк уже создан, профессиональные люди продолжают приходить на новые проекты «Росгосстраха». Знаете, в трудные времена, когда я приглашал прийти к нам на работу известных менеджеров, они сомневались, колебались или отказывались от таких предложений. Теперь они сами к нам обращаются и хотят работать вместе - это свидетельство перелома ситуации в принципе.

- Вы согласны с «диагнозом» - главная беда прежнего «Росгосстраха» определялась сегментом ОСАГО?

- Безусловно. Именно поэтому при всей неопределенности переходного периода главная бизнес-задача тогда была предельно ясна: надо было разобраться с растущими убытками в ОСАГО. Что делать - тоже в принципе было ясно. Принимались решения о снижении доли «Росгосстраха» на рынке ОСАГО, о жестком контроле над качеством продаж, о пересмотре процесса выплаты убытков, в том числе, о применении в максимальных объемах натуральной формы возмещения. Это был первый срочный антикризисный пакет. Меры, направленные на общее оздоровление компании, составили второй антикризисный пакет.

- В разгар кризиса проблемы «Росгосстраха» обсуждались экспертами, выдвигались версии причин, приведших к нему. Говорили, дескать, компания слишком большая, много продает полисов ОСАГО в низкорентабельных или вовсе убыточных регионах, она не в состоянии противостоять автоюристам в судах, те и рады «рвать» ее на выплаты. Это так?

- Легко сегодня упрекать в прошлых ошибках. Я понимаю сложность проблем, с которыми столкнулся прежний менеджмент. С точки зрения поддержания cash flow прежним руководством компании было принято решение продолжать продавать ОСАГО. Это им давало мгновенный результат и деньги на текущие выплаты. Одновременно шел и прирост убытков, финансовая пропасть углублялась. Фундаментальное решение проблемы - перестать продавать ОСАГО в таких объемах. Но это приводило к дальнейшему росту убытков на первом этапе, обеспечивало очень неприятный эффект сокращения денежного потока. Такой эффект ослабевает постепенно - на горизонте год-полтора после сворачивания продаж полисов ОСАГО. Что касается автоюристов... Это было противостояние превосходящей по численности армии. В прошлом году «Росгосстраху» требовалось участие в 260 тыс. судебных заседаний по спорам в ОСАГО по всей территории страны. Физически невозможно. Сейчас вероятность возникновения исков значительно ниже, чем в предыдущие периоды.

- Вы сказали, что сделали ставку на натуральные выплаты в ОСАГО. Но другие страховщики ОСАГО считают эту меру малоэффективной, а «Росгосстрах"? В среднем по рынку доля таких выплат составляет около 20% по договорам, заключенным после вступления в силу закона о натуральных выплатах в «автогражданке». А по вашему портфелю доля какова?

- Приоритет натуральных выплат в ОСАГО нам очень помогает, около 90% клиентов компании по «автогражданке», на которых по закону распространяется право натурального возмещения, после страхового случая направляются для ремонта автомобилей на станции техобслуживания (есть ограничения по закону). Поскольку выплата в натуральной форме рассчитывается без учета износа деталей и узлов транспортного средства в ОСАГО, средняя выплата выходит дороже на несколько тысяч рублей. Но это лучше, чем те суммы пеней и штрафов, которые предъявляются недобросовестными посредниками к выплате СК, если дело доходит до суда.

- Второй антикризисный пакет...

- Он уже содержал меры, направленные на достижение общей финансовой устойчивости компании. Мы выправляли активы в соответствии с их реальной оценкой. Компания постепенно обретала стабильность, финансовое «кровотечение» было остановлено, начался процесс оздоровления. То, что мы видим сегодня в области оздоровления, - результат решений, принятых год назад. В этом году «Росгосстрах» работает на основании утвержденного бюджета, принятого советом директоров в новом составе в конце прошлого года. Чистая прибыль Группы «Росгосстрах» в I полугодии по ОСБУ составила 3 млрд рублей против убытка в 20,9 млрд рублей за такой же период годом ранее, доля ОСАГО в портфеле Группы «Росгосстрах» составляет 26%, остальное - в основном добровольные виды (каско, имущественное страхование) - 50%. Начисленная страховая премия Группы «Росгосстрах» в январе-июне составила 35 млрд рублей, выплаты - 26,9 млрд рублей. По итогам 2018 года планируем получить прибыль. Уже сейчас начали процесс бюджетирования на 2019 год.

В сотрудничестве с командой группы «Открытие» и при активном участии главы банка «Открытие» Михаила Задорнова в первом квартале 2018 года была разработана и принята стратегия развития компании до 2021 года и «дорожная карта». Наша стратегия - часть стратегии группы «Открытие». Она амбициозна и предполагает не просто финансовое оздоровление «Росгосстраха». За три следующих года новая команда должна вывести «Росгосстрах» на первую позицию на рынке розничного страхования в РФ и добиться «бронзы» в корпоративном страховании. Одним из ключевых направлений становится усиление позиций «Росгосстраха» в крупных городах, в том числе, конечно, в Москве. Демографические тренды накладываются так, что люди все больше хотят жить в крупных городах. Деньги, машины, страховки - все там. Изменения в наших подходах должны стать радикальными, а не косметическими. Это касается и продуктов, и сервисов, и технологии продаж. Разработка мобильных приложений, простота оформления покупки, четкость техники урегулирования убытка, поддержка клиента, качество коммуникации. Нам необходимо отвечать ожиданиям покупателей в крупных городах.

- Все чаще модель агентской страховой компании подвергается критике экспертов как отмирающая. Вы с этим согласны?

- Строить сегодня агентскую сеть «с нуля» вряд ли кто из конкурентов может себе позволить. Но для «Росгосстраха» это точно преимущество. Просто мы будем модернизировать сеть, как это делается в Германии, Франции или Италии. Агенты будут технически вооружаться. Мы планируем увеличить численность агентского корпуса «Росгосстраха» с нынешних 32 тыс. до 50 тыс. человек по всей стране. Компания будет обеспечивать им техническую поддержку через мобильные приложения, через администрирование, новые продукты, базы данных, маркетинговые материалы и обучение. Но требования по производительности труда к агентам резко повысятся.

- А банкострахованию какая отводится роль?

- Я считаю, что столетняя история присутствия «Росгосстраха» на российском рынке, клиентская база, профессионализм сотрудников и агенты компании - ключевые наши преимущества. Недостатком, пожалуй, можно было считать отсутствие в составе группы сильного банка. Теперь это меняется. Одни из самых интересных новых проектов развития «Росгосстраха» связаны с поиском синергии с банком «Открытие». Банкострахование - двигатель на пути роста страховщиков, это показывает опыт компаний групп Сбербанка, «Альфы» и ВТБ. Мы - часть финансовой группы «Открытие», один из ее ключевых активов.

- С другими банками сможете работать?

- Обязательно, сейчас работаем и будем увеличивать свою долю в этом канале продаж.

- После переходного периода «Росгосстрах» инициировал ряд судебных процессов. Есть претензии к бывшим собственникам. Какова их цель?

- Мы считаем, что незадолго до смены акционера в конце лета 2017 года в компании были совершены несправедливые и незаконные сделки. Они привели к обременению компании пустыми активами, а значит к уменьшению стоимости «Росгосстраха», поэтому они нами оспариваются. Не должно быть так, что государство платит, а прибыль и активы выводятся, убыток национализируется, а прибыль приватизируется. Если суд признает нашу правоту, спорные активы вернутся на баланс «Росгосстраха».

Надо понимать, что у регулятора не было планов приобретения каких-либо долей в частном банке или в частной страховой компании, ЦБ оказывал «Росгосстраху» оперативную помощь, чтобы поддержать стабильность в ключевых сегментах финансового рынка. Строго говоря, вложенные в компании средства поддержки должны вернуться в кассу государства после их продажи. Это будущее. А пока конкретно нам надо зарабатывать прибыль, чтобы вернуть государству средства, потраченные на спасение «Росгосстраха».
 

На территории Краснодарского края действует филиал ПАО СК «Росгосстрах», который включает 32 страховых отдела и агентства, а также 7 центров и пунктов урегулирования убытков и Региональный центр урегулирования убытков в Краснодаре.

ПАО СК «Росгосстрах» — флагман отечественного рынка страхования. На территории Российской Федерации действуют более 1500 офисов и представительств компании, в которых работает около 60 тыс. сотрудников и агентов.

6 октября 2018 года система Росгосстраха отметит 97 лет со дня своего создания. www.RGS.ru.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля