Медстрахование — движение денег

В Госдуме, представляя проект закона «Об обязательном медицинском страховании», «единоросс» Николай Герасименко (первый зампредседателя думского комитета по охране здоровья) утверждал, что новый закон (написан в правительстве, но в авторы записалась группа «единороссов», в том числе и Герасименко) обеспечит «государственную гарантию защиты застрахованных лиц от страховых рисков» и еще много чего хорошего: улучшит доступность лечения, предоставит пациенту право выбора медорганизации и врача, которому хотел бы доверить свое здоровье, создаст конкурентную среду между медучреждениями, закрепит право застрахованных лиц (т.е. всех нас) на возмещение ущерба, причиненного страховой или медицинской организациями, введет стандарты оказания медуслуг и современных информационных систем в здравоохранении, в том числе электронную историю болезни, определит механизм уплаты единого страхового взноса на обязательное медстрахование (ОМС) неработающего населения, усилит финансирование медицины и оплату медпомощи по полному тарифу. Сейчас оплачивается только 5 статей.

11:08
Советская Россия

Однако самое важное преимущество этого законопроекта – введение общероссийского страхового полиса единого образца. Нынешние полисы позволяют гражданину получать относительно бесплатное лечение в больницах по месту проживания. С 1 января 2011-го по 31 декабря 2013-го страховые медорганизации будут менять старые полисы на новые. Старые, сказано в законопроекте, останутся действующими до 1 января 2014 года, но уже с 2011-го позволят гражданам получать медобслуживание в любой точке России. Остальные «достоинства» (по меркам Герасименко) законопроекта достаточны спорны. «Единоросс» говорил, что ОМС – инструмент государственной соцзащиты граждан. Но представленный им законопроект на нет сводит госучастие в медстраховании: функции госстраховщика передаются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальным фондам и страховым медорганизациям. Герасименко обещал, что человек «становится центральным элементом ОМС». Но, согласно законопроекту, больше всего прав получают страховые компании, ФФОМС. К ним поступят средства от работодателей, местных бюджетов, которым придется платить взносы ОМС за неработающих граждан, а страховщики распределят, кому, куда, сколько. Средства будут значительные в связи с увеличением взносов на медобслуживание.
Модернизация, конечно, хорошо, сказали коммунисты, но справедливо ли увеличивать с двух до трех процентов финансовую нагрузку на граждан? Столько лет выжимали из советской мединфраструктуры все выгоды, не занимаясь ее обновлением, а теперь увеличивают поборы с народа. В данном случае, если человек и оказался в центре внимания, то как источник получения все увеличивающихся страховых взносов.
Анализируя законопроект, фракция коммунистов, как подчеркнул Олег Куликов (член комитета по охране здоровья от КПРФ), оказалась перед непростым выбором. С одной стороны, нельзя не поддержать программу модернизации здравоохранения субъектов РФ, увеличение на 0,5 ВВП в год финансирования отечественной медицины. Но невозможно согласиться с регрессивной шкалой отчислений и взносов. Так же, как с 13%-м подоходным налогом, в ОМС закрепляется несправедливая система: основное бремя расходов на здравоохранение перекладывается с богатых на бедных.
Отчисления на медицинское страхование идут только с заработной платы работающих граждан. За неработающих платит бюджет региона по установленным ставкам. Но среди неработающего населения есть немало живущих на доходы от различной ренты. Внесение в закон об ОМС нормы об уплате однопроцентного налога с этих доходов увеличит на 20–30% дополнительное финансирование ОМС.
Не может КПРФ согласиться с отсутствием в законопроекте критерия эффективности использования средств и гарантий своевременности, доступности и качества медпомощи для граждан. А положение о выборе медучреждения может привести к коллапсу, когда речь пойдет о стационарном лечении. Что произойдет, когда все пациенты выберут медцентры Мос¬квы и Санкт-Петербурга?
Слишком безмятежным остается существование страховщиков. Они избавлены от функции организации помощи застрахованному. Обычные посредники в передаче денежных средств от источника, плательщика взносов, к получателю – медучреждениям, никакой ответственности ни за что не несут. Но – неплохо получают за свои услуги. За что им устраивается красивая жизнь? За управление денежными потоками, что в стране с монетарной идеологией ценится выше всего? Но, как показывает практика, зачастую приводит к громким коррупционным скандалам. Достаточно вспомнить ФФОМС 2006 года, когда вся его верхушка была уличена в коррупции, а после – отправлена на нары.
Обсуждение законопроекта продолжится в осеннюю сессию.

Наш корр.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля