ЦБ РФ и ВСС разрабатывают минимальный стандарт противодействия мошенникам для страховщиков

Банк России и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) начали разработку минимального стандарта по противодействию страховому мошенничеству для страховых компаний, сообщил в интервью «Интерфаксу» вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

20:45
Финмаркет

«ЦБ РФ будет настаивать на том, чтобы страховщики создали такую функцию в компании в обязательном порядке. Это можно сделать силами самой компании или передать реализацию задачи на аутсорсинг. Пока акцент делается на системе урегулирования убытков, поскольку мы видим, что мошенничество глубоко проникло в эту сферу. Сильнее всего в ОСАГО и автокаско. ВСС уже разработал и рекомендовал страховщикам выделять 8 признаков страхового мошенничества. ЦБ планирует сформулировать минимальные требования к выявлению фактов страхового мошенничества в компаниях», - отметил вице-президент ВСС.

По словам С.Ефремова, в самих страховых компаниях работа по борьбе с мошенничеством налажена различно - у одних она на высоком уровне, другие находятся в начале пути. Самая сильная мотивация для внедрения различных инструментов борьбы с мошенниками - тот факт, что уровень проникновения мошеннических выплат в ОСАГО и автокаско достигает 30%, по оценкам экспертов. Это существенно выше среднего уровня, отмечающегося в развитых странах.

Машины против мошенников

С.Ефремов отметил, что российские страховщики используют международный опыт, «делают ставку на автоматизированные системы проверки клиентов на признаки мошенничества. В частности, в последнее время все большую популярность приобретает так называемая система «Красный флаг», она применяется компаниями как на этапе проверки клиента при подаче заявления на заключение договора страхования, так и на этапе подачи заявления на урегулирование страхового события».

«Красный флаг» - цифровое выявление степени опасности исходя из присвоенных клиенту баллов. Так, при написании заявления о заключении договора страхования страховщик заносит сообщаемую клиентом информацию, а программа автоматически анализирует ее и присваивает баллы в зависимости от оценки того или иного ответа потенциального клиента. Например, возникновение страхового события на следующий день после приобретения полиса или множественность полученных за год страховых выплат обеспечивают соискателю повышенный (плохой) балл в системе оценки опасности соискателя. При наступлении страхового события система «выбрасывает» «Красный флаг», сигнализируя о необходимости проверки на выявление признаков мошенничества уже на этапе выплаты. Убыток обособляется и рассматривается в особом порядке, выплаты возмещения не последует, пока не пройдет проверка на благонадежность. То есть тут подключается служба безопасности страховщика, начинает расследование по выявленным признакам. «Аналогично система может работать на этапе заключения договора, - продолжил С.Ефремов. - Но там потребуется проверка через социальные сети профиля клиента».

Ранее на встрече с региональными журналистами заместитель руководителя комитета ВСС по противодействию страховому мошенничеству Игорь Фатьянов сообщил, что «эффективность и программы проверки клиентов на признаки мошенничества значительно превосходит физические возможности квалифицированных экспертов в проведении таких проверок, кроме того, цифровая система способна к самообучению».

Мошенничества на страховом рынке все больше смещаются в зону организованного группами лиц бизнеса, признал он. «Так, страховщики в Московском регионе обнаружили новую мошенническую схему. Она предполагает некие «невинные» договоренности со студентами. Их просят наняться агентами СК с задачей добыть несколько бланков полисов для заключения договоров автокаско. Оплата за такой труд минимальная. Затем при помощи добытых бланков мошенники страхуют трижды сгоревшие и угнанные «Мерседесы». Когда правоохранители находят студентов для дачи показаний, те крайне изумлены происходящим, не отдавая отчет в том, что стали пособниками организации преступления группой лиц, что они понесут уголовную ответственность, получат годы лишения свободы по решению суда как пособники ОПГ», - отметил И.Фатьянов.

«Анализ ВСС показывает, что в регионах, где правоохранители, МВД выделяют дополнительные резервы на борьбу со страховыми мошенничествами, при условии активного освещения таких усилий СМИ уровень страхового мошенничества за месяцы снижается в 1,5-2 раза. А значит, снижается уровень убыточности страховщиков, они могут предложить клиентам щадящие тарифы, а услуги обязательного страхования становятся доступнее», - сказал И.Фатьянов.

В числе передовых регионов по противостоянию страховым мошенникам, по данным ВСС, оказались в последнее время Челябинск, Екатеринбург, подтягивается Татарстан. Без изменений ситуация в Воронеже, Иваново, Липецке.

Глава Российского союза автостраховщиков, Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс пояснил «Интерфаксу», что «методологическая деятельность союзов заключается в объединении страховых компаний, в проведении оценки, изучении практики и выработке предложений по организации противодействия мошенничеству на всех уровнях. С конца прошлого года ВСС собирает отчетность СК в этой сфере».

На конференции, посвященной борьбе со страховым мошенничеством «Рубеж» в понедельник, заведующий сектором противодействия страховому мошенничеству департамента страхового рынка ЦБ РФ Василий Кулаков сообщил, что регулятор и ВСС обсуждают возможность организации обучения специалистов в этой сфере на базе союза с выдачей по итогам курса обучения специального сертификата.

«Аналогичная деятельность организована Германским союзом страховщиков, стоимость курса обучения - 5 тыс. евро», - сообщил «Интерфаксу» представитель этого союза.

В.Кулаков заявил, что ЦБ считает важной задачу создания в обществе нетерпимости к проявлениям мошенничества на финансовом рынке, планирует разработку и проведение тематических информационных компаний. Банк России до конца года разработает концепцию противодействия мошенничеству на всех сегментах финансового рынка, далее будет разработана «дорожная карта» по реализации этой стратегии.

Специальное подразделение ЦБ РФ по противодействию мошенничеству было сформировано регулятором в 2016 году по итогам анализа применения в РФ международных стандартов, разработанных и рекомендованных Международной ассоциацией страховых надзоров. Усилия в этом направлении отечественного регулятора были сочтены недостаточными по итогам очередной проверки на соответствие стандартам ассоциации действующей практики ЦБ.

Одновременно разгул деятельности страховых мошенников стал реальным фактором дестабилизации и кризиса в социально-значимом виде страхования - ОСАГО.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля