Две стороны страхового полиса

С завтрашнего дня в жизни водителей многое изменится. Например, появится еще один вид страховки — комплексный, который уже окрестили социальным каско (это наверняка заинтересует большинство водителей, которые ездят на подержанных машинах–десятилетках и хотели бы подстраховаться на случай дорожно–транспортного происшествия). А если ущерб от аварии составил менее 200 евро и участники ДТП пришли к обоюдному согласию, можно будет обойтись без помощи сотрудников ГАИ.

15:03
Советская Беларусь

Еще у потерпевшей стороны появится право получать компенсацию в своей страховой компании, а не виновника. Правда, эти нововведения касаются пока далеко не всех. Почему? Не забывайте, что еще некоторое время будут действовать старые договоры, поэтому во многих случаях придется разбираться по «старым» порядкам. Переходный период составит около года: полностью механизм заработает с 1 июля 2011–го (это также предусмотрено Указом № 519, который вступает в силу в четверг). Но как с завтрашнего дня поступать в случае аварии? К кому обращаться и на что рассчитывать?

Возможные сценарии событий

Первый: когда все остается, как прежде. На перекрестке столкнулись два легковых автомобиля. Повреждения вроде бы минимальные — ситуация как раз подпадает под вариант «без ГАИ»: ущерб — менее 200 евро. Водители и рады разъехаться, но когда стали разбираться, выяснилось, что у обоих «старые» страховки. Что делать? Неужели вызывать инспектора ДПС?

— Ну, тут все просто, — комментирует заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Петр Сусеков. — Действуют прежние правила и сроки выплаты. Придется в любом случае вызывать сотрудников ДПС. И ничего не поделаешь — обращаться за возмещением вреда в страховую компанию виновника.

Фактически для большинства автолюбителей с 1 июля все остается, как прежде. Тогда, возможно, есть смысл расторгнуть старый договор «автогражданки» и заключить новый, который сулит столько преимуществ? Увы, это сделать не так и просто. Досрочное прекращение действия полиса возможно лишь в некоторых случаях, например, при замене машины. Иначе придется ждать окончания срока прежней страховки...

Второй: когда вступает в силу новый порядок. Ситуация такая же — мелкая авария, двое участников, но уже с заключенными после 1 июля комплексными договорами или новыми полисами «автогражданки». Водители в недоумении: можно ли уезжать с места ДТП или это чревато наказанием? И вообще, каков механизм действий?

— Чтобы не возникало недоразумений, страховые агенты выдадут каждому клиенту памятку, — продолжает Петр Германович. — Однако основные изменения уже хорошо известны. Вот одно из них. В случаях, когда в аварии участвовало не более двух автомобилей, ущерб не превышает 200 евро, причинен вред только имуществу, а не жизни и здоровью людей, между водителями достигнуто согласие и соблюден ряд других условий (оба автомобилиста трезвые, имеют водительские удостоверения, страховки и т.д.), тогда можно обойтись без вызова ГАИ. Достаточно заполнить бланк извещения о ДТП специальной формы (его выдадут при заключении договора), отвезти в страховую компанию и пройти процедуру определения размера вреда. Однако при малейшем сомнении обращайтесь за помощью к сотрудникам ДПС. Потому что если решили разбираться без участия Госавтоинспекции, а повреждения эксперты оценили в большую сумму — пеняйте только на себя. Выплатят не более 200 евро.

Почему именно такая сумма? Давайте будем считать это своеобразным ценовым пределом. Автолюбитель, конечно, может прикинуть, в какую сумму обойдется замена бампера. А вот определить стоимость ремонта подвески и прочие скрытые дефекты под силу разве что профессионалу. В любом случае остается возможность вызвать ГАИ. Без согласия второй стороны разъехаться все равно не удастся (иначе это будет считаться оставлением места ДТП). Если один участник аварии, например, сомневается, хватит ли 200 евро на ремонт, он вправе настаивать на том, чтобы на место происшествия прибыл сотрудник ДПС.

Еще одно удобное новшество — это возможность выбирать, куда обращаться за компенсацией. Хотите — в свою страховую организацию, а можно — в «чужую». До 1 июля водителям приходилось искать компанию, в которой виновник ДТП заключал договор «автогражданки». Теперь же для обладателей новых полисов все упростится. Не придется ездить за много–много километров, искать нужный адрес (можно было, конечно, послать документы и по почте, но многие предпочитали решать вопросы напрямую). А главное — у страховщиков появляется стимул развивать сервис, заинтересовать клиентов, чтобы в следующий раз водители опять пришли заключать договор к старым знакомым.

Кстати, ждать выплаты компенсации так долго, как раньше, не придется. Сроки существенно сократятся. До 1 июля все могло растянуться и на 50 дней. А это значит, что почти на два месяца машину либо приходилось ставить на прикол, либо ездить с повреждениями, что чревато штрафом. С момента вступления в силу Указа № 519 на все про все отводится 20 дней (конечно, при условии, что собраны все необходимые документы). Если же представите извещение (коль уж вы разошлись после ДТП полюбовно) — ждите выплаты в течение 5 дней!

Третий: у виновника аварии — новый договор «автогражданки», у потерпевшего — старый. Опять–таки небольшая авария. Столкнулись две машины. Водители готовы пожать друг другу руки и разъехаться. Как быть? Вызывать инспектора или нет? По идее, автолюбителю, заключившему новый договор, такое право дано. Но второго участника ДТП сдерживают обязательства по старому полису. Однако противоречие...

— И в этом случае можно решить вопрос самостоятельно, без помощи сотрудника Госавтоинспекции, — замечает Петр Сусеков. — Однако потерпевший по–прежнему вынужден будет обратиться в страховую организацию виновника, а не свою. Зато сроки выплаты произведут по новым условиям — до 5 дней, раз водители решили не вызывать ГАИ.

Четвертый: теперь все наоборот. У пострадавшей стороны новый полис, у виновника — старый. Удастся ли решить вопрос без ГАИ (если соблюдены все условия — ущерб менее 200 евро, достигнуто согласие и т.д.)?

— Да, владельцы автомобилей имеют право оформить извещение о ДТП, — подтверждают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Правда, потерпевший может обратиться только в свою страховую компанию. Но это даже удобнее. А возмещение вреда ему выплатят не позднее, чем через 5 дней после представления всех документов.

К слову, с вариантом «без ГАИ» есть еще одно ограничение (действует оно во всех случаях). Если в момент аварии за рулем находился не владелец автомобиля, то подписать извещение о ДТП без согласия собственника машины будет невозможно. Это особенно актуально, если в аварию попадет, например, шофер фирмы на служебном авто. Водитель в этом случае обязан сообщить владельцу об аварии и о заполнении такого извещения. Страховая компания не может выступать арбитром в подобных спорах, потому и введено такое обязательное условие.

Все в комплексе

Страховщики утверждают: появление комплексного договора — одно из главных новшеств Указа № 519. В чем–то это социальный проект. Новый вид страховки будет стоить в среднем в 3 — 3,5 раза дороже, чем обычная «автогражданка». Но учтите, что он включает и обязательный договор страхования, а также компенсирует возмещение вреда, в том числе и виновнику аварии. Получается, два в одном и дешевле, чем полный пакет «Автокаско». Хорошая альтернатива для тех, кто неуверенно чувствует себя за рулем. Этакая финансовая подушка безопасности.

Правда, есть нюанс. Страховой случай наступает только в случае ДТП. То есть рассчитывать на компенсацию, если машину угнали, не приходится. Возмещение вреда не выплатят и при других непредвиденных обстоятельствах. Например, хулиганы разбили стекло камнем или поцарапали дверь гвоздем. А заключить комплексный договор можно будет только в шести компаниях (Белгосстрах, «Белэксимгарант», ЗАСО «Промтрансинвест», ЗАСО «ТАСК», ЗАСО «Белнефтестрах» и СООО «Белкоопстрах») и только резидентам нашей страны.

Что, если кто–то решит обмануть страховую компанию? Например, вздумает «заработать» на «аварии» — умышленно зацепит столб или вовсе сымитирует ДТП? Специалисты предупреждают: может выйти себе дороже. Во–первых, при малейшем сомнении назначат экспертизу — за старые грешки автолюбителей страховщики платить не намерены. Во–вторых, любое ДТП (особенно если ущерб превысил 200 евро) неминуемо повлечет за собой последствия: придется заплатить штраф ГАИ, есть риск лишиться водительских прав, за поврежденный столб дорожники обязательно иск предъявят. А еще и страховые скидки за безаварийное управление авто потеряешь. Система корректирующих коэффициентов останется и после 1 июля. Год проездил без ДТП — сумма страховки снижается на 10 процентов (максимальная скидка — 50 процентов). Но если водитель попал в аварию, все бонусы теряются. Так стоит ли обманывать?

Важно знать!

Тех, кто решит обмануть страховщиков и потребует компенсацию сразу по двум адресам (и в компании виновника, и в компании потерпевшего), специалисты сразу предупреждают: не стоит, все равно за подтверждением валидности полиса страховые организации обращаются к коллегам. Получить возмещение вреда дважды не получится. А вот схлопотать срок за мошенничество — запросто!

Кстати

С 1 июля изменяются и условия выплаты компенсации, если автомобиль признан погибшим. Да–да, есть такое понятие у страховщиков. Означает, что машину просто невыгодно восстанавливать, поскольку затраты на ремонт могут превышать ее нынешнюю стоимость. Так вот, раньше в таких случаях выплачивали рыночную цену за вычетом годных запчастей (предполагалось, что их можно продать и выручить деньги). Теперь все будет по–другому: владелец разбитого авто может рассчитывать на полную сумму (действительную стоимость машины на рынке). Ну а запчастями он волен распоряжаться, как захочет.

Александр ТУМАР
Размеры страховых взносов

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля