«Сейчас основными потребителями услуг ИСЖ являются достаточно обеспеченные граждане, вместе с тем данный потребительский сегмент уже в значительной мере насыщен предлагаемыми продуктами. Одновременно при продажах продуктов ИСЖ с «низким порогом входа» возрастает риск введения клиентов в заблуждение относительно его основных характеристик. Риск формирования у клиента ожиданий в отношении страхового продукта, не отвечающих его фактическому содержанию, является на сегодня основным негативным фактором», - отмечает регулятор.
ЦБ также предупреждает, что недополучение страхователем дохода, на который он рассчитывал при заключении договора, способен не только повлиять на снижение интереса к данным продуктам, но и в целом оказать влияние на привлекательность страхования жизни для потенциальных клиентов.
ИСЖ активно продается через банки на фоне невысоких ставок по депозитам - клиентов привлекают потенциально большей доходностью, чем по вкладам (доходность при этом не гарантирована). Рынок страхования жизни в первом полугодии 2017 года за счет ИСЖ вырос на 60% (до 141,2 млрд рублей) и стал крупнейшим сегментом российского страхового рынка, обогнав ОСАГО.
ИСЖ работает как страховой полис, при этом единовременный взнос клиента (обычно 300-500 тыс. рублей) инвестируется на фондовом рынке. В конце срока действия полиса страховщик гарантирует клиенту выплату вложенных денег и возможный инвестдоход, если стратегия инвестирования оказалась удачной. Взнос в ИСЖ не застрахован в Агентстве по страхованию вкладов.
По информации компании «Сбербанк страхование жизни», большинство инвестиционных стратегий, договоры по которым были заключены до 2013 года, оказались неудачными, и доходность по ним близка к нулю.
На первом этапе устранить недостатки по раскрытию информации страховщиками жизни и минимизировать возможность неверного понимания клиентами риском сложных страховых продуктов предполагается путем введения стандартов Всероссийского союза страховщиков, которые будет утверждать Банк России.