"Рынок каско сейчас находится в сложной ситуации", - продолжил директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах"ings Виталий Княгиничев, уточнив, что по итогам первого полугодия 2017 года рынок каско сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,5%, до 77,7 миллиарда рублей, а средняя премия уменьшилась на 11%, до 44,4 тысячи рублей.
В то же время начальник управления методики актуарных расчетов СК "МАКС" Максим Маркелов отмечает, что уже сейчас виден рост числа договоров каско в сравнении с прошлым годом.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА
Бойко рассказал, что основными проблемами на рынке каско являются мошенничество вместе с "чёрным автоюризмом", экономическое положение граждан и крайне слабая подготовка российских водителей.
Он подчеркнул, что по разным данным экспертов, при полном искоренении мошенничества, тарифы на каско могут снизиться на 20-30%.
Что касается проблемы экономического положения граждан, то, по словам Бойко, это выражается в состоянии автопарка нашей страны, где средний возраст автомобиля составляет 12,5 лет, в то время когда страховые компании в основном принимают на страхование автомобили не старше 7-8 лет.
"Поборов мошенничество, страховые компании могли бы снизить премии и, соответственно, стимулировали бы граждан на покупку полиса каско, а общее улучшение экономического положения потребителей позволило бы им приобретать более новые автомобили и защищать их полисами каско, потому что он бы перестал казаться таким дорогим", - считает Бойко.
Кроме того, комментируя уровень подготовки российских водителей, эксперт отметил, что по количеству тяжёлых ДТП Россия отстаёт только от Египта, а по сравнению со странами Западной Европы разница в удельном количестве ДТП достигает 30-40%.
В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ
Несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются российские страховщики каско, их прогнозы по этому рынку вполне оптимистичны.
Бойко утверждает, что российская экономика постепенно стабилизируется, рынок новых транспортных средств показывает рост, а страховые компании гораздо лучше умеют противостоять мошенничеству, что позволяет снижать тарифы. Таким образом, перспективы развития рынка каско, по его словам, выглядят вполне оптимистичными и можно с уверенностью говорить о его росте.
"В такой ситуации страховщики могут сохранить и приумножить рентабельность бизнеса, только увеличив свое проникновение на рынке, предложив клиентам более комфортные условия и индивидуальный подход. Здесь колоссальное значение имеет степень внедрения информационных технологий. Мы делаем ставку на развитие электронного канала продаж и технологичных продуктов, на расширение пула мобильных приложений", - добавил он.
Вместе с тем, Княгиничев сообщил, что определенные надежды страховщики связывают с восстановлением спроса на автомобили и оживлением кредитования. Однако он отметил, что пока еще рано говорить о восстановлении авторынка - ряд дилеров с классической моделью бизнеса (продажи новых автомобилей, а также ремонт и техническое обслуживание) сейчас испытывают серьезные сложности.
"Самое светлое будущее, несомненно, ждет рынок каско", - добавил официальный представитель компании "Альфастрахование" Юрий Нехайчук. Он рассказал, что цифровые и онлайн-технологии уже в ближайшем будущем позволят вывести на рынок продукты, позволяющие урегулировать убытки с помощью лишь сотового телефона и прямо на месте ДТП, не посещая больше офисы страховых компаний, а направлять автомобиль с места аварии сразу в ремонт.
По словам Нехайчука, уже сейчас часть подобного функционала запущена в мобильном приложении "Альфастрахование-мобайл" для полисов ОСАГО. "Мы намерены выпустить подобный продукт для автокаско в ближайшем будущем. Продукты с подобным сервисом и доступной ценой полностью изменят парадигму покупателей автокаско. Ведь им больше не нужно будет тратить лишнее время, чтобы получить выплату или отремонтированный автомобиль", - добавил он.
КАК СНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ КАСКО
Страховщики также рассказали о способах снижения стоимости полиса каско, самый популярный из которых – применение франшизы, позволяющей получить скидку до 50-55% от стоимости полиса.
"Долгие годы страховщики пытались убедить автовладельцев покупать полисы с франшизой, но это им не удавалось. Кризис поставил все на свои места. Сразу же пришло понимание, что это выгодно. Люди начали считать деньги", - заявил Княгиничев, отметив, что теперь в "Ингосстрахе" больше половины полисов каско продаются с франшизой.
По словам Бойко, в портфеле страховой компании "Опора" доля полисов с франшизой уже превышает 43% (в прошлом году она составляла 35%). А по словам Маркелова, в настоящий момент в МАКСе с франшизой заключается половина всех договоров.
Кроме того, для снижения стоимости каско и стимулирования спроса страховщики предлагают при оформлении договора отказываться от ряда рисков или заменять их более "экономными". "Например, вместо полного каско с рисками ущерб и угон, можно купить полис с рисками полной гибели и угона", - предложил Бойко.
Однако Маркелов заявил, что в МАКСе так называемые программы с "усеченным" каско не пользуются особой популярностью. "Во-первых, не секрет, что большая часть автомобилей покупаются в кредит, а банки, как правило, требуют, чтобы все риски были покрыты в полном объеме. Во-вторых, применяя ту же самую франшизу, клиент уже может снизить стоимость полиса", - сказал он.
Снизить цену полиса, по информации страховщиков, также можно, установив в транспортное средство телематическое устройство, отслеживающее стиль вождения. "Если стиль вождения спокойный, то страховые компании дают скидки на второй платёж по полису, а также при пролонгации", - пояснил Бойко.
"Мы хотим использовать IT-технологии для справедливого расчета стоимости полиса добровольного автострахования. Дело в том, что сейчас его цена зависит от стандартных характеристик авто – мощности, объема двигателя, данных, которые сводятся к указанию пола и возраста автовладельца. А какой вы водитель – страховые компании не знают. Программы на основе телематики помогают это выяснить и позволяют персонифицировать тариф", - добавил Княгиничев.
По его словам, клиент, который управляет автомобилем аккуратно и не рискованно, может сэкономить с помощью телематики до 30% от стоимости полиса, хотя, в частности, в портфеле "Ингосстраха", доля таких полисов пока менее 1%.
"Но мы верим, что за "умным страхованием" будущее", - заключил Княгиничев.