Полис, который не спасает

На рынок автострахования на Урале серьезно влияют не только законодательные новеллы, такие как введение электронных полисов или замена денежной выплаты натуральной компенсацией, но и разгул автомошенников. Однако на них постепенно находят управу.

16:03
Российская газета

- Опасность мошенничества в сфере обязательного автострахования серьезно недооценивалась, – признает заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ в УрФО Владимир Дроздецкий.

Три месяца назад началось массированное наступление на теневой сектор: прокурорские проверки, аналитическая работа, создание межведомственных групп, специализированных отделов в структуре МВД и так далее. Объединение усилий позволило, например, обнаруживать одно и то же транспортное средство, с досадным постоянством попадающее в ДТП в различных регионах России, или столь же «невезучих» автовладельцев, регулярно становящихся «жертвами» аварий. Первые итоги таковы: за лето выявлено в полтора раза больше преступлений, чем за аналогичный период прошлого года, вдвое больше дел направлено в суды. Еще весной в ЯНАО автомошенников никто «не знал в лицо» – сейчас выявлено 53 факта, три дела уже направлены в суд. «И мы только в начале пути», – говорит Дроздецкий.

Мошенники идут, что называется, в ногу со временем. Скажем, на введение обязательных электронных полисов они ответили созданием «зеркал" сайтов страховых компаний, а также оказанием услуг по оформлению Е-ОСАГО за вознаграждение. А в Челябинске они взяли на вооружение шпионский опыт – продавали полисы с помощью «закладок»: автовладелец не встречался с продавцом лично, а получал указания, где именно забрать оплаченные через платежную систему бумаги (дело сейчас расследуется). Разновидностей мошенничества немало – полисы продают под видом сувенирной продукции, на фальшивых бланках. В Тюмени владелец умудрился застраховать свой развалившийся на части внедорожник задним числом, отсудил более пяти миллионов рублей страховки, но теперь приговорен к реальному сроку.

Год назад пятая часть жалоб касалась низкой доступности полисов и навязывания дополнительных услуг, в этом году – всего восемь процентов.
Как признают эксперты, количество махинаций – это один из факторов, которыми объясняется значительный разброс средней страховой выплаты по уральским регионам. Скажем, в Челябинской области она в полтора раза больше, чем в Тюменской. Следовательно, растет убыточность страховых компаний, что в итоге сказывается на стоимости полиса. Такая вот арифметика.

«Диагностировать» состояние рынка в целом позволяет изучение структуры обращений автовладельцев к регулятору. Граждане стали жаловаться на страховщиков более активно, хотя связано это не столько с ростом числа нарушений, сколько с удобством электронной приемной Центробанка: в первом полугодии 2017-го поступило около 3900 обращений, тогда как годом ранее – 2400. Изменилась и структура жалоб.

- Вопросов по бумажным полисам стало меньше, – констатирует начальник управления по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УрФО Сергей Кокоулин. – Сейчас ситуация стабилизировалась, введение электронного полиса повысило физическую доступность страхования.

Год назад пятая часть жалоб касалась низкой доступности полисов и навязывания дополнительных услуг, в этом году – всего восемь процентов. Их место заняли обращения по поводу Е-ОСАГО, например, программных сбоев (15 процентов). А чемпионом стал бонус-малус: за полгода на неправильно предоставленные скидки за безаварийную езду пожаловались 1500 граждан (38 процентов от общего количества обращений). Жалоб на еще одно новшество – по вопросам натурального возмещения – пока не поступало.

- Уральский рынок обязательного автострахования работает и меняется адекватно ситуации с одной лишь целью – чтобы каждый водитель имел полис, – оптимистично заключает глава уральского представительства Российского союза автостраховщиков Вячеслав Тарасов.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля