Рынок КАСКО в условиях кризиса

В гостях: Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах». Ведущий: Алексей Дыховичный

22:35
Эхо Москвы
А.Дыховичный ― 11 часов, 6 минут в столице. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». У микрофона Алексей Дыховичный. Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Виталий Игоревич, добрый день!

В.Княгиничев ― Здравствуйте!

А.Дыховичный ― Рынок КАСКО в условиях кризиса – так звучит тема нашего эфира. А я, может быть, добавил – в условиях ураганов, урагана, по крайней мере, одного, обрушившегося в конце мая на Москву. Судя по роликам в интернете, какое-то безумное количество машин пострадало.

В.Княгиничев ― Это оценивается, я слышал, цифрой – более 2 тысяч машин.

А.Дыховичный ― 2 тысячи!

В.Княгиничев ― Да, совершенно верно. Это причем оценка страховщиков, то есть это из застрахованных только 2 тысячи, а сколько было всего, я даже затрудняюсь, честно говоря, сказать.

А.Дыховичный ― Так можно прикинуть, какой процент застрахован…

В.Княгиничев ― В два раза больше как минимум.

А.Дыховичный ― Что-то даже в эти цифры… Ну, ладно, сейчас вернемся к этим цифрам. Мне не очень верится. Давайте небольшую историю. Наверное, может быть, у многих из этих тысяч пострадавших людей что-то подобное произошло. Давайте послушаем, а затем продолжим.

Интересные факты

Автомобиль жителя Волгограда Шухрата Сулейманова буквально сплющило упавшим деревом в результате июньского урагана в Москве во дворе, недалеко от метро «Преображенская площадь». В интервью одному из каналов пострадавший сообщил, что представители управляющей компании отказались оформлять акт, пообещав, что приедут лишь на следующий день. Между тем факт обрушения дерева в 17-00 зафиксировала полиция, составив соответствующий протокол.

Сулейманов посетовал на невозможность дозвониться до специальных служб, призванных ликвидировать последствия падения деревьев и конструкций. По его словам после того, как это наконец удалось сделать, диспетчер просто начал бросать трубку. Аварийщики сняли с машины и распилили упавшее дерево только после обращения Сулейманова в префектуру города. Однако акт при этом составлен не был.

Автомобиль SsangYong был куплен два с половиной года назад. Материальный ущерб по предварительным данным может превысить 50 тысяч рублей. В настоящее время владелец иномарки пытается решить вопрос с компенсацией.
А.Дыховичный ― Майский ураган. SsangYong там же, вообще, с запчастями непросто. Или я неправильно понимаю?

В.Княгиничев ― Я думаю, что с SsangYong можно будет решить вопрос. Это не такая редкая машина.

А.Дыховичный ― Тут принципиальный вопрос заключается вот в чем. Вот машин 2 тысячи застрахованных и по таким очень-очень ориентировочным, прикидочным оценкам 2 незастрахованных по КАСКО, разумеется, не по ОСАГО, а по КАСКО. В случае если машина не застрахована по КАСКО и вот такое происходит, есть ли хотя теоретическая возможность получить с кого-то деньги за тот ущерб, который был причинен автомобилю?

В.Княгиничев ― Попытаться всегда можно. То есть если упало дерево на автомобиль, можно предъявить претензии к городской администрации, что вовремя, может быть, не удалили какое-то сухое дерево и так далее, и на этом основании попытаться предъявить претензии. Перспектив этого дела, честно говоря, я не берусь предсказывать. Намного проще застраховать автомобиль и получить компенсацию от страховой компании.

А.Дыховичный ― Проще, но дороже. Давайте тогда вот с этими автомобилями, которые застрахованы были – 2 автомобилей. Здесь вопрос в выплатах. Он существует: вот будем, не будем? Встал под деревом – сам виноват… Тут вот какие?.. Это всегда страховой случай?

В.Княгиничев ― У нас вопросов не существует. Эта категория риска «опасные природные явления», то есть фактически стихийные бедствия. Мы в первый день, когда еще не понимали масштабов, просили справку Росгидрометцентра у наших страхователей о том, что это было стихийное бедствие. На второй день, когда мы поняли масштабы бедствия, мы опубликовали пресс-релиз, что мы запускаем упрощенную процедуру, то есть мы никаких справок даже от страхователей не требовали. Требовалось только приехать, показать автомобиль и договориться о месте осмотра автомобиля.

А.Дыховичный ― «Мы» — это «Ингосстрах».

В.Княгиничев ― Совершенно верно.

А.Дыховичный ― Подождите, справка – какая? Что, в принципе, в Москве был ураган?

В.Княгиничев ― Да, вот в такой-то день был ураган.

А.Дыховичный ― Зачем вы требовали?

В.Княгиничев ― При мелких таких локальных явлениях мы требуем подтверждения, потому что мы не можем знать, где в какой день что происходило. В Москве как бы это оказалось очень серьезным стихийным бедствием, и нам уже никакие справки не потребовались.

Ко мне приходили журналисты, рассказывали, что некоторые страховые компании отказываются, ссылаясь на форс-мажор. Я, честно говоря, в своей практике не сталкивался с этим. С моей точки зрения, отказы по предлогом форс-мажора не имеют судебной перспективы. Скорей всего, если страхователь подаст в суд, он выиграет.

А.Дыховичный ― Справки от городских служб, которые ликвидировали непосредственно само это происшествие, то есть удаляли дерево, спиливали – эти справки, наверное, нужны.

В.Княгиничев ― Нет. Я говорю, мы на второй день отказались от любых справок. У нас колл-центр работал в круглосуточном режиме, консультировал страхователей. В принципе, если у человека была возможность буквально на мобильный телефон снять непосредственно само место происшествия, мы просили это сделать. Больше нам ничего не требовалось.

А.Дыховичный ― 2 тысячи автомобилей только застрахованных… как-то что-то цифра… прямо не верится.

В.Княгиничев ― У нас данные на вчерашние день: к нам в «Ингосстрах» заявлено 645 убытков по КАСКО уже. Это оценивается приблизительно пока сумма 51 миллион рублей с лишним. По 500 машинам мы уже выдали направление на ремонт. В 19 случаях подготовили выплату наличными. И, в принципе, 45 машину уже отремонтировано, то есть люди уже получили отремонтированные машины. 4 машины признаны полной гибелью. То есть их ремонтировать не имеет смысла – люди получат полную страховую сумму.

А.Дыховичный ― И так как это КАСКО, человек имеет право выбирать.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. Я просто о том, что долго обсуждали вопрос натуральной формы возмещения, когда про ОСАГО шла речь. Вот в КАСКО все совершенно очевидно: из 645 людей – 505 уже выбрали натуральную форму, то есть как бы люди к этому относятся положительно.

А.Дыховичный ― Говорят там были случаи, когда одно дерево накрывало несколько машин.

В.Княгиничев ― Да, нам рассказывали, когда одно дерево накрыло 4 машины. И там было как раз ровно пополам: две машины были застрахованы, две – нет.

А.Дыховичный ― Именно по КАСКО.

В.Княгиничев ― По КАСКО, да.

А.Дыховичный ― Как-то это количество случаев, связанных с одним единственным событием в Москве, с ураганом, повлияло на количество людей, которые пришли страховаться?

В.Княгиничев ― К сожалению, мы этого не видим. Хотя, с моей точки зрения, это повод задуматься, потому что я знаю, что сейчас ситуация достаточно непростая экономическая, многие задумываются, начинают экономить на КАСКО, и, мне кажется, этот ураган – очередной повод задуматься, что рисков, на самом деле, много. Это не только авария, это не только угон, но и такие стихийные бедствия, и они случаются, как мы видим. Поэтому это, мне кажется, повод задуматься, что все-таки КАСКО, наверное, нужно страховать.

А.Дыховичный ― Даже я задумался. Причем все же говорят о том, что подобные ураганы могут повториться, что что-то происходит в природе и в Москве… Если 20 лет назад таких ураганов вроде не было, а сейчас это, может быть…

В.Княгиничев ― На самом деле, уже был в Москве ураган, и это был 2008 год, по-моему.

А.Дыховичный ― 20 лет назад.

В.Княгиничев ― Но говорят, что частотность как раз опасных природных явлений, она увеличивается. Действительно, есть такие факты.

А.Дыховичный ― Пока не пересматриваете в связи с этим тарифы?

В.Княгиничев ― Нет, и вот пришел отчет за первый квартал: средний тариф по рынку опустился. Но тут нужно иметь в виду, что это средний тариф, он все-таки не показывает снижение цены на конкретный полиса, это некий микст продукта, то есть, может быть, стало меньше классического КАСКО, больше обрезанных продуктов, больше людей с франшизой. Поэтому тариф опускается. Но тенденция, в принципе, все равно налицо: средний тариф опустился по сравнению с прошлым годом на 12%.

А.Дыховичный ― А в абсолютных цифрах?

В.Княгиничев ― Это, насколько я помню, это 4,8% — где-то так.

А.Дыховичный ― От страховой суммы.

В.Княгиничев ― От страховой суммы, да. То есть тенденции на повышение пока нет, и, честно говоря, в ближайшей перспективе я не вижу возможности, потому что, действительно, портфель КАСКО сужается. КАСКО застраховано меньше на 8% по итогам первого квартала, чем в прошлом году.

А.Дыховичный ― Это пол количеству застрахованных?

В.Княгиничев ― По деньгам. По количеству даже больше машин застраховано, но по деньгам меньше за счет обрезанных продуктов. Сейчас намного больше обрезанных продуктов, где люди страхуют либо полную гибель, угон, либо с франшизой, либо какую-то разовую выплату в 70 тысяч рублей, например, за год. Есть такой продукт, где можно страховаться: полная гибель или угон и еще одноразовая выплата в какой-то сумме: 100, 150 тысяч рублей…

А.Дыховичный ― А насколько эти продукты дешевле?

В.Княгиничев ― Значительно дешевле. То есть полная гибель, угон – она на 40% дешевле от полного классического КАСКО.

А.Дыховичный ― А что «Ингосстрах» предлагает? Вот вы на рынке, видя, что люди не готовы платить много…

В.Княгиничев ― Вот у нас получилось очень много этих обрезанных продуктов, начиная с самого простого, например, классическая франшиза с первого страхового случая. Потом, очень хороший продукт, я считаю, это франшиза со второго случая, то есть первая вам выплачивается в размере сто процентов: вы попали в какую-то неприятность, и вам 100% оплачивают. Начиная со второго в течение года вы уже участвуете, то есть там, где появляется франшиза. Очень хороший продукт, на мой взгляд.

Есть совсем дешевые, но это для автомобиле средней ценовой категории, где только полная гибель, угон. Вот как раз защита от таких случаев, как ураган. Например, на вашу машину упало дерево – всё, машины не стало. А есть дешевый страховой продукт, который вас от этого защитит.

В. Дыховичный ― Но тут тоже этот страховой продукт не то чтобы не нравится мне, то вот какой вопрос вызывает: если дерево упало так, что машину еще можно восстановить, то ничего не получишь – ну, совсем обидно… Ты должен надеяться на то, что ее накроет так, что ее восстановить уже будет нельзя. Как-то это немножко вызывает…

В.Княгиничев ― Знаете, экономия, он же всегда компромисс, это некий компромисс. Вот насколько вы готовы рисковать, чтобы экономить? – вот вопрос так стоит. Это ваше осознанное решение. Если вы все-таки хотите получить защиту, конечно, не нужно приобретать какие-то усеченные слишком продукты. Это вопрос экономический чисто.

А.Дыховичный ― Надо искать золотую середину.

В.Княгиничев ― Вот, на мой взгляд, золотая середина – это продукты с франшизой. Франшизы все-таки не такие большие. То есть там 10, 15, ну даже если дорогая машина – 30 тысяч рублей, в конце концов, это подъемные деньги, в случае такого форс-мажора вы их найдете. Это не смертельно. В любом случае вы будете в большей части защищены.

А.Дыховичный ― Франшиза – это имеется в виду, что в случае аварии и причинении ущерба менее этой суммы, которая обозначена – вы сказали 10-15 тысяч рублей – то тогда страховой случай не возникает.

В.Княгиничев ― Да. Вы покрываете их самостоятельно.

А.Дыховичный ― Но тогда работает ОСАГО…

В.Княгиничев ― Если это ДТП. А если это ураган.

А.Дыховичный ― Если это ДТП, и если виновник не сам застрахованный человек, а другой участник ДТП.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. Вот я и говорю, что рисков, оказывается, намного больше кроме ураганов-то… А еще есть пожары, горят машины у нас в Москве и в других городах тоже. Рисков много и задумываться о защите, я считаю, необходимо. Машины дорогие сейчас, и это, в общем, стоит того, чтобы все-таки их защищать.

А.Дыховичный
― Ну, сейчас они чуть подешевле, потому что вроде как продажи новых автомобилей, мягко говоря, не растут, снизились, а парк стареет, и больше подержанных автомобилей.

В.Княгиничев ― То, что подержанных автомобилей в два, а то и, может быть, и больше, чем продажа новых автомобилей, то совершенно верно, да.

А.Дыховичный ― Для подержанных автомобилей что-то особенно вы предлагаете?

В.Княгиничев ― Как правило, подержанные автомобили люди если страхуют, то страхуют не полное покрытие, а не усеченное. Либо только полная гибель, угон, либо с достаточно большой франшизой, чтобы цена получилась более-менее приемлемая. Суть в том, что ремонт подержанной машины стоит одинаково, что для новой, что для подержанной. Ставятся ведь новые запчасти. Поэтому, в принципе, цена страховки одинаковая, что на ту, что на другую машину. Только одна дешевле, поскольку она подержанная, другая подороже. Но в абсолютных цифрах сумма страховки одинаковая. И здесь, конечно, есть сложности. Мы все-таки для подержанных машин больше предлагаем усеченные продукты.

А.Дыховичный ― А сумма страховки одинаковая.

В.Княгиничев ― Да, страховая премия в абсолюте, в рублях практически такая же, как на новую машину. Потому что одинаковый риск что угона, что ремонта.

А.Дыховичный ― Но обидно платить, когда ты понимаешь, что твоя машина уже далеко не стоит тех денег, который ты за нее заплатил, пока она бола новая, а платишь ты все равно…

В.Княгиничев ― Ну вот, может быть, и не надо ее защищать на полную катушку. Приобрести усеченный продукт и всё.

А.Дыховичный ― Помню, были у «Ингосстраха» предложения – это немножко другая тема – по внедрению в автомобиль каких-то специальных приборов, связанных с ГЛОНАС, с отслеживанием и за счет этого резкое удешевление…

В.Княгиничев ― Совершенно верно. Мы долго экспериментировали. И, к сожалению, больших успехов у нас не было, то есть достаточно мало людей приобретают такие продукты. Но сейчас мы ушли весь опыт наш, я считаю, негативный и перезапускаем эту программу. Она полностью меняет схему. То есть если раньше люди приобретали а собственные средства, эти приборы устанавливали, то сейчас, во-первых, мы отдаем в аренду, то есть человек не платит за это ничего. Во-вторых, намного проще установка. То есть не надо оставлять эту машину, прибор устанавливается где-то за 10-15 минут, поэтому можно прямо в офис к нам приехать, установить прибор и заключить договор, который, действительно, позволяет сэкономить довольно прилично – до 40% можно сэкономить.

А.Дыховичный ― Подождите, это две большие разницы, как говорят в одном известном городе. Одно дело – раньше нужно было купит этот прибор, и я предполагаю, что он не самый дешевый.

В.Княгиничев ― Я не помню точно, но в районе 9 тысяч.

А.Дыховичный ― Ну, как-то, знаете, на дороге не валяется…

В.Княгиничев ― Да-да-да.

А.Дыховичный ― А теперь в аренду… То есть арендную плату платить…

В.Княгиничев ― Нет.

А.Дыховичный ― То есть вообще бесплатно.

В.Княгиничев ― Да. Там есть некие обязательства. Там в случае, если передумал, по возврату этого прибора…

А.Дыховичный ― Сломал его, наверное…

В.Княгиничев ― Сломал – починим.

А.Дыховичный ― Это две большие разницы. И этот продукт уже продается или вот-вот?

В.Княгиничев ― Мы запускаемся буквально на следующей неделе, и поэтому, я надеюсь, что мы отдельно еще анонсируем и широко будет продвигать этот продукт.

А.Дыховичный ― И на 40% снижает…

В.Княгиничев ― До 40%. Это будет зависеть от манеры вашего вождения. То есть договор заключается на 3 месяца, и по итогам некого тестового периода мы предоставляем скидку на базе анализа манеры вождения.

А.Дыховичный ― Это нужно будет приехать еще раз, чтобы вы сняли показания, проанализировали…

В.Княгиничев ― Совершенно верно.

А.Дыховичный ― И что означает «манера вождения»?

В.Княгиничев ― Ну, это стиль вождения: как вы ускоряетесь, как вы тормозите, как вы совершаете перестроение. То есть там масса информации анализируется и вычитывается некий коэффициент.

А.Дыховичный ― То есть если человек ездит со скоростью 40 километров в час в одном ряду всегда, то тогда у него будет 40%, я правильно понял?

В.Княгиничев ― Не факт. Тут достаточно сложная схема. Были очень серьезные задействованы программные инструменты. Не факт, что если вы ездите со скоростью 40 километров час, то вы безопасный водитель.

А.Дыховичный ― Я поэтому и иронизирую.

В.Княгиничев ― Нет, схема намного более сложная. Там есть некое наше ноу-хау. И мы даем причем сейчас некую обратную связь человеку, насколько ему удается эта хорошая манера вождения. То есть с помощью мобильного приложения можно получать обратную связь и смотреть свои баллы: как оно, положительно или отрицательно.

А.Дыховичный ― Даже интересная игра такая: спорить с «Ингосстрахом».

В.Княгиничев ― Можно поиграться.

А.Дыховичный ― Что вы говорите? Я наоборот, хорошо вожу машину…

В.Княгиничев ― Это достаточно интересная вещь. Я вот, например, лично с интересом к этому отношусь.

А.Дыховичный ― В среднем какую скидку, вы думаете, будет давать установка этого прибора?

В.Княгиничев ― Ну, 20% как минимум. И самое главное, что это очень выгодно молодым водителям, потому что у них изначально надбавочный коэффициент достаточно высокий, поскольку у человека нет стажа, нет опыта и риски большие и страховая компания большой повышающий коэффициент для молодых ставит. И если молодой человек ставит прибор, доказывает, что он нормально совершенно водит, то там очень прилично… Вот это максимальная, наверное, выгода для молодых водителей – приобретать этот продукт.

А.Дыховичный ― Ну, на ОСАГО, конечно, повлиять этот прибор не может.

В.Княгиничев – Осаго ― это совершенно отдельная история. Там фиксированные цены, к этому отношение не имеет.

А.Дыховичный ― Вот это направление развития – это исключительно «Ингосстрах» на сегодняшний день предлагает?

В.Княгиничев ― Нет, многие с этим экспериментируют. В том-10 я думаю, все компании предлагают в том или ином варианте этот продукт. Другой вопрос, что пока на рынке это очень маленькая доля, то есть менее процента.

В. Дыховичный ― Ну, тысяч надо было 9 тысяч заплатить, что-то около того.

В.Княгиничев ― Поэтому я считаю, что перспективы у этого продукта достаточно большие. Будем экспериментировать дальше и пытаться найти золотую середину.

В. Дыховичный ― Как вы полагаете, Виталий Игоревич, что нового может появиться на рынке КАСКО, в какую сторону будет развиваться рынок?

В.Княгиничев ― С точки зрения рисков и покрытия я не думаю, что появится что-то новое. Я думаю, что рынок именно коммуникации со страховой компанией будет меняться в сторону оцифровки. То есть вся коммуникация будет уходить в цифру. Можно будет с помощью мобильных приложений общаться как с точки зрения покупки, так и с точки зрения урегулирования страховых событий и прочего общения со страховой компанией

В. Дыховичный ― Ну, с покупкой — это легко, а вот урегулирование – это мне нравится.

В.Княгиничев ― С покупкой тоже нелегко. Знаете, кроме ОСАГО все остальные продукты добровольного страхования, как правило, требуют осмотра. Это непростая вещь, но мы ее решаем. Мы решаем, как сделать так, чтобы с помощью цифровых технологий можно было этот вопрос закрыть и организовать покупку через интернет.

А.Дыховичный ― По поводу стоимости – 4,8% — это средняя температура по больнице, но все-таки 4,8% — это совсем недорого по сравнению с теми цифрами, которые были десять лет назад. Если машина стоит миллион – это 48 тысяч.

В.Княгиничев ― Я к этому и говорю, что в условиях кризиса страховые компании ищут оптимум, и вот о н двигается в эту сторону.

А.Дыховичный ― Можно доверять таким относительно недорогим продуктам? Это средняя. Значит, что-то есть и по 30 тысяч. Машина стоимостью миллион…

В.Княгиничев ― То есть это же, скорей всего, диапазон от 3 до 10 процентов получается средняя цифра.

А.Дыховичный ― Но можно доверять таким продуктам дешевым?

В.Княгиничев ― Ну, а почему нет? Я говорю, что там просто обрезано покрытие. Надо с открытыми глазами на это идти.

А.Дыховичный ― Спасибо вам! Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» был у нас в гостях. О рынке КАСКО мы говорили. Виталий Игоревич, еще раз спасибо!  
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля