Навязанный платёж: «Вести» узнали схему продажи дорогой страховки автосалонами

Берегись автомобиля! Вместе с его покупкой в нагрузку могут дать ненужную и очень дорогую услугу. Навязанные страховки – раньше на них часто жаловались покупатели ОСАГО. «Автогражданка» стала убыточной, и страховые компании вместе с невыгодным полисом пытались продать автомобилистам что-нибудь еще из своего ассортимента. 

08:01
ГТРК Новосибирск
Потом подключились банки – добровольно-принудительные страховки стали непременным спутником любого кредита. Вмешался Центробанк. В итоге, кредитные организации стали тактичнее – заемщику дают выбор: со страховкой – один процент по кредиту, без страховки – более высокий. Это уже законно. И вот теперь новая схема уже в автосалонах. На этой неделе «Вести» рассказали историю одной из жительниц Новосибирска и попросили откликнуться других пострадавших. И люди начали звонить. Как не оказаться на их месте?
Покупка новой машины – радостное событие. Ирина его долго планировала, изучала предложения автосалонов. Нашла вариант со скидкой. Казалось, что всё учла. Но большой неприятный осадок все испортил. Страховка от несчастных случаев и болезней. Уже после одобрения кредита поставили перед фактом – без этого полиса займ не дадут. Сказали, цена – пустяк. Согласилась – крупный салон не обманет. Наказание за доверчивость стало настоящим шоком.

Ирина, покупательница автомобиля: «Уже дома я обнаружила, что вот эта «недорогая» страховка от несчастного случая и болезней мне стоила почти 100 000 рублей. У меня не опасная профессия, со здоровьем у меня все в порядке. Откуда такая сумма – мне до сих пор никто не может объяснить. Говорят: "ваши подписи стоят, и до свидания"». 

В редакции «Вестей» есть еще звонки от таких же пострадавших. В разных салонах, но с полисом той же страховой компании. 

Надежда, покупательница автомобиля: «Мы покупали машину в «Макс Моторс», и нам тоже навязали эту страховку. Я-то сразу сказала: нам не надо никаких страховок, ничего. Но менеджер она говорит: а вы через месяц, как только заплатите первый взнос, езжайте туда, в «РЕСО», и они вернут вам деньги. Муж поехал, а они говорят: нет, мы не возвращаем деньги. Вот это мы попали!» 

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Откуда взялась такая огромная сумма в страховке? Вместе с полисом идем в автосалон, где покупала автомобиль наша зрительница, попробуем пообщаться с менеджером, которая продала полис». 

Сначала журналистский эксперимент. Выбираем машину. Здесь по-прежнему предложения с выгодой в десятки тысяч рублей. Просим рассчитать кредит. Менеджер делает распечатку. Задаем вопрос: нужна ли будет страховка от несчастного случая и болезней? Оказывается, ее уже включили в кредит, не спросив ни моего согласия, ни профессии, ни состояния здоровья. Цена полиса нигде не прописана. Приходится выпытывать отдельно. 46 000 сразу на три года вперед, без вариантов. Опять знакомая страховая компания. 

Показываю полис нашей зрительницы. Менеджера сумма в 90 000 тоже удивляет – говорит, сильно завышена. Почему? Ответа нет. Девушка, которая оформляла эту страховку, здесь уже не работает. 

Геннадий Плотников, председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков: «Обидно, что появляется недоверие из-за таких явлений. Такие формы продажи страховок планировались, чтобы удобно было страхователям. Делают так называемый «коробочный продукт», куда все вложено – кредитование, страхование, – но преподносится это некачественно, где-то – сознательно делается скрытно, чтобы у граждан не было возможности отказаться от какой-либо услуги». 

Доказать, что услуга была навязана, почти невозможно – на том и держится высокодоходный бизнес. С проблемой навязанных страховок Центробанк борется не первый год, но чем жестче санкции, тем более изобретательны схемы их обхода и выше ставки. Звоним в компанию «РЕСО», страховку которой нам попытались навязать в салоне «Автомир». Для обычного потребителя полис с тем же самым набором рисков и той же суммой возмещения на год стоит не больше 7 тысяч. Почему для заемщиков в автосалоне эта же услуга стоит в несколько раз дороже? Неужели с ними в несколько раз чаще случаются несчастья? 

Отправляем официальный запрос. Но раскрывать эту информацию страховщик отказывается – утверждает, что все тарифы согласованы с надзорным органом. При этом в переписке по поводу запроса заместитель директора «РЕСО» высказывает личное мнение о происхождении крупной суммы в полисе нашей зрительницы. Согласована ли эта схема с Центробанком – уже не поясняет. 

Игорь Иванов, заместитель директора СПАО «РЕСО-Гарантия»: «Мое мнение: при покупке автомобиля она получила скидку, которая примерно равна стоимости страхового полиса. Как я предполагаю, не было бы полиса – не было бы и скидки на авто». 

Олег Попов, председатель Городской общественной организации по защите прав потребителей страховых услуг: «Есть цена страхования, предположим 1 тысяча рублей. И страховая компания должна получить 1 тысячу рублей. Все, что сверху – например, 5 тысяч рублей – этим уже можно делиться с салоном. Таким образом, страховые компании пытаются выиграть свою конкурентную борьбу, но не за вас, как за клиента, а за работу в этом автосалоне. Они говорят: давайте мы побольше с вами поделимся этими сверхприбылями, но тогда вы не будете предлагать 10 страховых компаний, вы будете предлагать только наши полисы. Потому что вы с них получите комиссионные или агентские не 10%, а 50, 60, 70 процентов, но продавайте вы только наше! И автосалоны тоже пытаются увеличить свою доходность Таким образом эти акции и скидки они себе компенсируют.... Тут, конечно, есть сговор». 

Председатель ассоциации страховщиков утверждает: такие схемы нелегальны. 

Геннадий Плотников, председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков: «Может ли комиссия в страховке быть больше, чем сам тариф? Нет, не может. Страховой тариф утверждается Центробанком. И из страхового взноса большая часть всегда идет на формирование страховых резервов». 

Как обычному потребителю разобраться в этом и не попасться в расставленные недобросовестными маркетологами сети? Центробанк вооружил всех универсальным инструментом в борьбе с навязанными страховками. Брать их или нет, и по какой цене – можно больше не спорить. После покупки ненужной услуги нужно как можно быстрее от нее просто отказаться. 

Алексей Зейбель, сотрудник пресс-службы Сибирского главного управления Центрального банка РФ: «Клиент в течение 5 дней может обратиться в страховую компанию и отказаться от страховки, и в течение 10 дней страховая компания обязана вернуть ее полную стоимость». 

Вот только недобросовестные страховые агенты о таком невыгодном для них указании Центробанка, как правило, умалчивают. В полисе Ирины этот обязательный пункт о возможности возврата страховки в течение 5 дней отсутствует. Женщина уже обратилась с заявлением к регулятору финансового рынка. На нарушение требования – в арсенале Центробанка целый набор санкций вплоть до отзыва лицензии. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля