Минфин и ЦБ РФ согласовали поправки о натуральных выплатах в ОСАГО

Минфин РФ совместно с Банком России обсудили ряд поправок к законопроекту о введении преимущественных выплат в ОСАГО в натуральной форме, прошедшему первое чтение в конце прошлого года, сообщил глава департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков на заседании «круглого стола» в Госдуме. 

19:51
Финмаркет
Он уточнил, что «поправками, подготовленными к рассмотрению законопроекта во втором чтении, были учтены замечания правительственного заключения на проект документа». Проект поправок был внесен Минфином РФ в правительство 25 декабря 2016 года. «Мы рассчитываем, что документ может быть рассмотрен в ближайшее время комиссией по законопроектной деятельности», - сказал представитель Минфина РФ.

Говоря о сути предложенных изменений, зампред Банка России Владимир Чистюхин пояснил, что в тексте документа четко сформулированы условия выбора станций техобслуживания для проведения ремонта автомобиля.

«Натуральная форма выплаты по закону становится преимущественной. При заключении договора ОСАГО водитель имеет право выбрать станцию техобслуживания для проведения ремонта при наступлении страхового события из перечня, имеющегося у страховщика. При этом если автомобиль находится на гарантии производителя, такие гарантии сервисом должны соблюдаться. Кроме того, Банк России готовит специальное указание, где будут сформулированы критерии выбора станций техобслуживания и требования к ней», - пояснил В.Чистюхин.

В поправках четко определен перечень ситуаций, в которых страховщик ОСАГО должен будет произвести денежную выплату пострадавшему. В списке таких ситуаций полная гибель автомобиля и случаи, когда его ремонт оказывается дороже лимитов имущественных выплат в ОСАГО, то есть более 400 тыс. рублей. Кроме того, страховщик должен будет предпочесть денежную выплату, если не сумеет организовать ремонт на согласованной с клиентом станции техобслуживания.

«В перечень исключений войдут ситуации, когда денежная выплата может потребоваться в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Например, в случае гибели людей или тяжелых травм, полученных ими в ДТП. Решение о такой выплате будет приниматься специальной комиссией Российского союза автостраховщиков», - сообщил В.Чистюхин.

Он также сказал, что Банк России в ходе работы над поправками предложил втрое увеличить гарантийный послеремонтный срок для возвращенных владельцам автомобилей: срок будет составлять не два, а шесть месяцев.

Максимальный срок ремонта определяется проектом документа ЦБ в 35 календарных дней (без учета праздничных дней). После получения направления на ремонт от страховщика у водителя есть пять дней для доставки транспортного средства в сервис. Удаленность ремонтной мастерской от страхователя устанавливается в проекте указания не более 50 км. Для страховщиков вводятся штрафные санкции за задержку ремонта.
В.Чистюхин подчеркнул, что ответственность за качество ремонта возлагается на страховую компанию при реализации натуральной формы выплаты. 

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), а также Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс на «круглом столе» заявил, что страховое сообщество приняло активное участие в анализе предложенных поправок. 

«В конструкции предложенных изменений нас смущает слишком короткий срок рассмотрения ситуации комиссией РСА, которая относится к разряду «тяжелых жизненных обстоятельств». Очевидно, что отведенной законом общей нормы в 20 дней будет недостаточно», - отметил И.Юргенс.

Кроме того, он обратил внимание участников заседания на «полное отсутствие формальных определений того, что следует считать «тяжелым жизненным обстоятельством». Президент РСА высказал позицию страхового сообщества, согласно которой «возложение ответственности за соблюдение сроков и качество ремонта при натуральных выплатах в ОСАГО подразумевает, что страховая компания может влиять на выбор ремонтной организации, что выбор производится из перечня партнеров страховщика». «Если клиент будет настаивать на собственном выборе, страховщик должен быть освобожден от необходимости гарантировать качество и сроки ремонтных работ», - считает И.Юргенс. 

Президент РСА признался, что «новый уровень ответственности - трудное бремя для страховщиков ОСАГО. Они пошли на жертву, согласившись оплачивать ремонт автомобилей без учета износа деталей и узлов транспортного средства. Однако они полагают, что такие расходы окажутся меньше, чем затраты, связанные с выплатами недобросовестным автоюристам». 

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, выступая на «круглом столе», пояснил участникам, что само появление законопроекта было связано с необходимостью нейтрализовать автоюристов, которые научились необоснованно зарабатывать на выплатах в ОСАГО. По словам депутата, «в настоящее время порядка трети регионов РФ убыточны с точки зрения результатов операций по ОСАГО. И это определяется именно деятельностью недобросовестных посредников». По оценкам, заработки таких посредников в 2016 году оказались на уровне около 17 млрд рублей, сообщил А.Аксаков. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля