Минфин РФ выступает за реформирование системы коэффициентов в ОСАГО

Минфин РФ готов начать пересмотр системы коэффициентов в ОСАГО, которые применяются при расчете стоимости полисов. Об этом в ряде публичных выступлений говорил замминистра финансов Алексей Моисеев, факт подобных обсуждений агентству «Интерфакс-АФИ» подтвердила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

18:04
Финмаркет
Она уточнила, что «пока обсуждения о возможном реформировании системы коэффициентов в ОСАГО только начаты, ведутся углубленные дискуссии, рассматривается целый спектр идей и предложений. Только после их анализа, достижения какой-то ясности по целесообразности применения тех или иных идей могут готовиться конкретные предложения ведомства об изменениях в подходах к реформированию коэффициентов в ОСАГО».

Цель такого реформирования - создание более прозрачной, простой и справедливой системы коэффициентов, отмечает В.Балакирева. Она назвала действующую сетку региональных коэффициентов «чересчур громоздкой».

Существование в ОСАГО еще одного коэффициента, «привязанного» к мощности автомобиля, представителям Минфина РФ кажется малоэффективным, а влияние на размер ущерба - недоказанным.

«С другой стороны, пока никак не учитывается при расчете стоимости полиса ОСАГО коэффициент интенсивности использования транспорта, в том числе лицами, которые выступают профессиональными водителями. А этот фактор как раз имеет существенное влияние на статистику убыточности, значительно влияние этого фактора на статистику аварийности», - добавила В.Балакирева.

При этом она сказала, что пересмотр коэффициентов не приведет в целом к повышению тарифов в ОСАГО, также не будет меняться диапазона ширины тарифного коридора.

Источник, знакомый с ходом обсуждений, инициированных Минфином РФ, пояснил «Интерфаксу-АФИ», что «нынешняя статистика ОСАГО показывает: при сохранении действующей системы факторов тарифообразования в ОСАГО цены неизбежно потребуется повышать, хотя это и нежелательно».

По его словам, «диапазон новых идей по реформированию сетки коэффициентов в ОСАГО пока действительно широк - от отмены ряда коэффициентов до их замены или модернизации. Достаточно революционной, к примеру, выглядит идея выведения за законодательный периметр тарифных факторов региональных коэффициентов в ОСАГО с тем, чтобы страховщики сами могли их устанавливать и применять на территориях, если докажут на базе статистики необходимость этого» (В настоящее время все действующие в ОСАГО тарифные коэффициенты закреплены законом; таким образом, введение региональных коэффициентов может быть оставлено на усмотрение страхового сообщества по согласованию с регулятором. Такое решение может стать шагом на пути либерализации тарифов в ОСАГО - прим. ИФ-АФИ).

В свою очередь исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев заявил агентству «Интерфакс-АФИ», что «никаких сформулированных Минфином РФ предложений по изменению тарифных коэффициентов в ОСАГО союз не получал, статистики на эту тему у РСА ведомство не запрашивало».

ВЫРАВНИВАНИЕ ИЛИ «УРАВНИЛОВКА»

Тема ОСАГО всегда использовалась в предвыборный период кандидатами для различных спекуляций. Как правило, в таких случаях активистами предлагаются простые, радикальные и популистские решения. Вместе с тем ОСАГО, как и любой иной массовый вид розничного страхования, не терпит «упрощенки». Такое мнение высказал один из представителей рынка ОСАГО в ходе опроса, проведенного «Интерфаксом-АФИ».

По его словам, уже озвучиваются идеи равного подхода ко всем водителям независимо от их истории вождения и аварийности, чтобы цена полиса была средней по рынку и составила порядка 6 тыс. рублей «для всех и каждого». «После 13-летней статистики наблюдений в ОСАГО такой подход с популистской точки зрения привлекателен, а с экономической - вульгарен, он отменяет актуарные расчеты в страховании», - считает собеседник агентства.

Вместе с тем он усматривает и в предложениях профильного ведомства - Минфина РФ - тенденцию к необоснованному уравниванию в подходах к участникам рынка ОСАГО. «Во всем мире страховщики движутся по пути углубления подходов к определению цены страхования для клиента с учетом его возраста, возраста и марки автомобиля, с учетом регионов использования и даже каналов продаж транспортных средств. Комбинация всех факторов дает возможность тонкой настройки и установления справедливой цены для конкретного водителя. Почему в нашей стране все должно развиваться в обратном направлении?», - задался риторическим вопросом собеседник агентства.

Причиной происходящего он считает тот факт, что «убытки в ОСАГО уже нельзя утаить, делается попытка их спрятать статистически, «рассыпав» по всей территории страны, перераспределяя от убыточных регионов к прибыльным через снятие сетки тарифных коэффициентов». «На некоторое время болезнь из открытой формы перейдет в латентную, но это ненадолго, и новый виток кризиса в ОСАГО может оказаться разрушительным», - полагает он.

Со своей стороны исполнительный директор РСА Е.Уфимцев считает, что проблемы в сегменте ОСАГО должны решаться комплексно. «Нельзя абстрагироваться от того, что на проблемных территориях РФ дефицит коэффициента в ОСАГО создан искусственно деятельностью автоюристов. Нельзя признать нормальным, когда на 1 рубль премии за проданный полис в ОСАГО страховщики получают 30-40 рублей убытков. И региональный коэффициент здесь ни при чем, его хватило бы при устранении негативного влияния от деятельности автоюристов. Теперь представим, что будет с отменой территориальных коэффициентов. Для неблагополучного Челябинска, где коэффициент повышен из-за убыточности, он снизится, но повысится одновременно для тех территорий, где убыточность традиционно и обоснованно невысока. Почему жители благополучного с точки зрения ОСАГО Омска должны будут заплатить за водителей убыточного Челябинска - ума не приложу», - сказал он, добавив что пока РСА к дискуссии на эту тему Минфином не привлекался.

Исполнительный директор РСА добавил, что СК располагают статистикой, доказывающей, что ущерб от ДТП с участием мощных автомобилей оказывается значительней, чем при участии двух небольших транспортных средств.

«Мы готовимся к участию в такой дискуссии, при необходимости представим свои предложения по реформированию подходов к тарифным коэффициентам в ОСАГО», - сообщил Е.Уфимцев.

БЕДНЫЕ ЗАПЛАТЯТ БОЛЬШЕ

Позицию исполнительного директора РСА разделяет заместитель генерального директора СК «РЕСО-Гарантия» (MOEX: RESO) Игорь Иванов. Он считает, что «при фактическом снижении тарифа на проблемных территориях из-за снятия коэффициентов в ОСАГО премии страховщиков еще понизятся, а проблемы станут острее».

«Ситуация с доступностью полисов усугубится, коммерческие компании, ответственные пред акционерами за прибыльность, будут избегать там продавать полисы ОСАГО. Не забудьте - сегодня мы включили инструмент административного выравнивания убытков по территориям - систему «агента РСА». Складывается ощущение, что дальнейшее усложнение методов административной корректировки рынка ОСАГО - тупиковый путь развития. Возможно, пора подумать о поэтапном переходе к либерализации в ОСАГО. Продают же страховщики добровольные полисы автокаско, где индивидуализация подходов к водителям еще глубже, и это не приводит к конфликтам. Водители видят, что именно влияет на справедливое ценообразование... Так будет и в ОСАГО. Но при одном условии: сначала нам предстоит организовать противодействие автоюристам на всех уровнях. Нельзя допустить, чтобы убытки, вызванные их деятельностью, были в итоге заложены в тариф ОСАГО, чтобы на их аппетиты работали и автостраховщики, и добросовестные страхователи по всей стране», - уверен И.Иванов.

Кроме того, «отмена региональных коэффициентов в ОСАГО может создать дополнительное социальное напряжение», полагает Е.Иванов. «Когда-то, на заре создания системы «автогражданки», не без участия Минфина РФ было принято политическое решение, что повышенные тарифы в ОСАГО устанавливаются для богатых территорий (Москвы, Санкт-Петербурга) и богатых автовладельцев - хозяев дорогих иномарок. Понижающие коэффициенты вводились для небогатых регионов и дешевых автомобилей. После отмены региональных коэффициентов в ОСАГО выиграют состоятельные и заплатят больше бедные за полис ОСАГО. Социальный смысл такой меры сегодня не совсем ясен», - считает И. Иванов.

Он добавил, что «страховщики ОСАГО предварительно обсуждали предложения по усовершенствованию тарифов в ОСАГО, но они как раз идут по пути детализации». «Мы говорили о том, что при наличии ужесточающих коэффициентов для молодых водителей, не имеющих водительского стажа, мы не имеем льготных коэффициентов для зрелых водителей с большим стажем, введение такой градации учитывает историю страхователя и соответствует международному опыту в моторном страховании», - сказал И.Иванов.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля