Дома спокойней

Весенние продажи турпутевок, в том числе и на майские праздники, шли на "ура". "Начало летнего сезона - конец апреля и май, по оценкам туроператоров, в отличие от прошлого года выглядели удачно: туристические путевки продавались очень хорошо, - отмечает Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ (Российского союза туриндустрии). - Более того, по данным многих туроператоров, на некоторых направлениях уровень спроса превысил даже показатели докризисного, 2008 года".

16:15
Российская бизнес-газета

Ряд туристических компаний заявляли о 30-процентном росте продаж на май, по сравнению с прошлым годом. Но вмешалась стихия. Облако пепла внесло коррективы в планы работников тур индустрии, туристов, не говоря уже об авиакомпаниях, которые к тому же понесли немалые убытки.

По словам Ирины Тюриной, от 20 до 30% туристов пожелали аннулировать майские туры. Но более 70% из них согласились на перенос или замену тура. Между тем Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации тур операторов России (АТОР), сообщает о том, что туроператорам удалось свести к минимуму количество отказов от поездок - они составляют всего 5-7% от проданных туров.

- В начале сезона был очень хороший старт, и, конечно, туроператоры приняли все меры для того, чтобы россияне не отказывались от запланированных поездок. Беседовали с каждым клиентом, предлагая туристам перенести даты отъезда или другие направления, - рассказывает Майя Ломидзе, - кроме того, очень лояльно в этой ситуации повели себя некоторые консульства - Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Швеции, Словакии. Они решили бесплатно выдавать повторные визы туристам, которые не смогли поехать в запланированную поездку из-за извержения вулкана в Исландии, но готовы перенести ее на более поздние сроки. Это, конечно, повлияло на решения туристов.

Переориентация туриста на другие направления, безусловно, определит и страны-фавориты на ближайшее время. В выигрыше оказались Египет и страны Юго-Восточной Азии, что касается Европы, то, по словам Майи Ломидзе, в лидерах - Италия.

Надо отметить, что на решение туристов о переносе сроков поездки или замене направления повлияло еще и то, что туристические компании разъясняли клиентам, что деньги за оплаченный тур они получат за вычетом фактических расходов туроператора. А фактические расходы - это авиаперевозка, гостиница, трансфер и остальные расходы. То есть туристу вернут лишь прибыль компании, а это 4-5% от стоимости тура.

Что же касается туристов, которые стали заложниками стихии, то здесь все неоднозначно. В российском законодательстве предусмотрена ситуация, когда выполнение обязательств становится невозможным ввиду обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Форс-мажорными признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Однако, по словам Георгия Мохова, главы Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, обстоятельства неодолимой силы освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств. То есть авиакомпания не компенсирует туристу убытки за то, что он, например, опоздал на стыковку или на деловые переговоры, поскольку произошло это не по вине перевозчика. Но согласно статье 235 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок пассажиров в случае вынужденного отказа от перевозки (а такой случай как раз и имел место) пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку. Пока же пассажир не сдал билет, авиакомпания обязана его кормить, поить, предоставить гостиницу и в конце концов отправить в пункт назначения согласно билету.

С возвратом денег за туры все сложнее. Туроператор может предлагать туристу свои альтернативные варианты, но если его это не устроит, вернет деньги за вычетом фактических расходов. Клиент может обратиться с иском в суд, и там уже будет принято решение. Если туркомпания предпринимала все усилия, чтобы помочь туристу, то, по словам юристов, решение может быть в пользу компании, если же турфирма сразу отказалась от клиента, то, возможно, он получит компенсацию.

Евгений Писаревский, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм), советует всем пострадавшим туристам обращаться в суд, потому что принять решение можно, только рассмотрев каждый случай индивидуально. Он также считает, что это поможет накопить правоприменительную практику в туризме. Кроме того, Евгений Писаревский напоминает, что туроператоры имеют финансовые гарантии, которые и существуют как раз для подобных случаев.

О том, каковы будут решения по искам "обиженных" туристов, мы узнаем, когда появятся решения судов, а сегодня специалисты турбизнеса в очередной раз заговорили о насущных проблемах туротрасли.

Как отметил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, во-первых, необходимо вводить обязательное страхование выезжающих за рубеж, в том числе и на случай чрезвычайных происшествий. "Это очень непростой страховой продукт, но так или иначе все заинтересованные стороны должны прийти к консенсусу и сделать все необходимое, чтобы он появился", - отметил он.

Во-вторых, нужна централизованная система сбора информации обо всех, кто оказался в форс-мажорной ситуации. Должно быть закреплено законодательно положение о том, что все организации, отправляющие людей за границу, обязаны по заранее известному адресу предоставить полную информацию о местонахождении граждан России. Пока даже многие туроператоры отказываются предоставлять какие-либо сведения о людях, ссылаясь при этом на закон о защите персональных данных.

Евгений Писаревский говорит о том, что необходимо более четко регулировать чартерные перевозки, совершенствовать систему выплат туристам за неиспользованный отдых, и также считает необходимым введение обязательного страхования туристов. Он подчеркнул, что и сейчас в страховку от невыезда можно вписать такое положение: "...невыезд по независящим от туриста обстоятельствам". В этом случае турист мог бы рассчитывать на возвращение средств.

Казалось бы, это выход для туристов. Купил дорогую страховку "от всего", и никакой вулкан не страшен. Однако страховщики придерживаются иного мнения. По словам Елены Китаниной, заместителя начальника управления продаж комплексного страхования в туризме компании "Ресо-Гарантия", страховка от невыезда предусматривает конкретные риски (болезнь, явка в суд, призыв в армию, отказ в визе и т. д.).

"Чтобы, пусть в индивидуальном порядке, включить риски от стихии, необходимо, чтобы они были предусмотрены правилами страховой компании, а нашими правилами такие риски не предусмотрены, - говорят страховщики. - Да, по закону мы имеем право расширять перечень рисков, но для этого мы должны уведомить Росстрахнадзор об изменениях наших правил, и только после этого теоретически возможно включить такой пункт в страховку".

Елена Скуратова, начальник управления комплексного страхования в туризме компании "Ренессанс Страхование", рассказывает, что страховка от невыезда уровня "престиж" и "ВИП" предусматривает риски, связанные с невозможностью совершить поездку за рубеж по причине ввода чрезвычайного положения в стране, куда собирается выехать застрахованный. То есть если среди застрявших из-за вулкана пассажиров есть такие застрахованные, то они могут получить деньги. Правда, тут есть одно "но": официально ни в одной стране не объявлялось чрезвычайное положение. Кроме того, туристы, которые решат купить такую страховку на будущие поездки по этим категориям- пока вулкан "дышит", - уже от чудачеств вулкана и связанных с ними неудобств не застрахуются.

Юлия Алчеева, заместитель генерального директора компании "Европейское туристическое страхование", считает, что расширять пакет стандартной туристической страховки не нужно. "Мы не планируем расширять список страховых рисков, включая природные, техногенные и прочие форс-мажорные обстоятельства. Это продиктовано спросом на рынке. Сегодня все говорят о вулкане и о страховании, но, как только все успокоится, проблема сойдет на нет. И такую страховку никто не будет покупать, - утверждает Юлия Алчеева. - Кроме того, правилами страхования предусмотрено изменение перечня рисков, но не в сторону расширения ответственности. Просто так ввести новые риски нельзя, обязательно должны быть экономическое обоснование и математический расчет".

Что касается введения обязательного туристического страхования, то Юлия Алчеева отмечает, что разговоры об этом ведутся уже 5 лет, причем в зависимости от того, какая в тот или иной момент самая острая проблема. Сегодня - это вулкан.

Страховщики, безусловно, поддерживают идею обязательного страхования в туризме. Но нужно понимать, как это будет реализовано и каковы будут расчеты, включить можно и форс-мажор. Страховаться хотят все - вопрос, на каких условиях?

Так что исландский вулкан Эйяфьятлайокудль не засыпал, а, наоборот, стряхнул пепел с наболевших проблем туриндустрии: введение обязательного страхования, в том числе и на случай чрезвычайных ситуаций, организация единого органа, куда может поступать информация о туристах в подобных случаях, а также создание базы данных о россиянах, выезжающих за рубеж.

Алла ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля