По данным ЦБ, за полгода страховщики получили 507 млрд руб. премии, выплатив 216 млрд возмещений. Еще 72 млрд руб. рынок отдал посредникам. «Ведомости» подсчитали, кому привлечение клиентов могло обходиться дороже всего: у 13 компаний комиссионные превышают половину премий (см. таблицу).
Величина комиссионных в отрыве от остальных факторов не говорит о финансовой устойчивости страховщика, размышляет директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин: «Получить прибыль можно и при столь высоких комиссиях, для этого необходима очень низкая убыточность портфеля, что часто наблюдается, например, в страховании заемщиков банков».
Рыночная компания с такими комиссиями существовать не сможет, уверена руководитель направления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина: это означает, что центр прибыли находится не у страховщика, а в другой компании группы.
Страховщики уже несколько лет подкармливают банки комиссиями, после того как в 2011 г. Высший арбитражный суд запретил другие связанные с кредитами выплаты. За полгода банки собрали для страховщиков 76 млрд руб. премии, заработав на этом 30 млрд руб. комиссионных. «Наибольшие комиссии — в страховании жизни и здоровья заемщика потребкредитов (50-70%), от потери работы (30-50%) и некредитном страховании жизни (20-50%). Платить столько позволяет низкая убыточность по этим видам страхования», — объясняет Янин.
«На банки приходится основной объем премии, — говорит Михаил Чехонин, зампред правления по личным видам страхования “Эрго жизни” (64%). — Условия находятся в русле сложившейся практики банкострахования». Агенты «Открытие страхования», по словам его представителя, банки группы «Открытие», а комиссионные — на уровне рынка.
Большая часть сборов — страхование жизни заемщиков, говорит президент «Ренессанс жизни» Олег Киселев: «Наши основные партнеры — ХКФ, “Ренессанс кредит” и др., работают с нами на основании агентских договоров в отличие от кэптивных компаний, работающих по групповой схеме, при которой агентское вознаграждение банка спрятано внутрь кредитного договора». Розничное кредитование замедляется и «наши партнеры смещают акцент на менее комиссионноемкие продукты и снижают комиссии», продолжает Киселев. Это снизило комиссионную нагрузку «Ренессанс жизни» с 88 до 78%.
Компании, выплачивающие повышенные комиссии по добровольным видам страхования, и их бизнес-модели являются объектами внимания страхового надзора, говорится в ответе ЦБ на запрос «Ведомостей», при этом особое внимание уделяется финансовой устойчивости таких страховщиков, порядку формирования ими страховых резервов, а также активам, в которые инвестированы их резервы и собственные средства.