Страхование в России. Итоги I квартала 2014 года

Рост сбора премий российских страховщиков замедлился в I квартале 2014 года в целом по рынку и составил 8,9%. Однако, как показал опрос агентства "Интерфакс-АФИ", серьезных провалов в бизнесе крупных компаний пока не наблюдается, несмотря на углубление негативных процессов в российской экономике и обостряющийся кризис на рынке моторного страхования. Крупные страховщики оставались в зоне рентабельности в I квартале 2014 года. Однако серьезные ритейловые компании с большими портфелями по моторному страхованию заметно снижают показатели рентабельности по страховым операциям.

06:08
Финмаркет

Больше всего сюрпризов в последние месяцы продолжает приносить автострахование, считает генеральный директор ОАО "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров. "Многие компании активно закрывали в I квартале текущего года свои филиалы в регионах, что привлекло в офисы "Росгосстраха" больше клиентов, чем мы ожидали. При этом тариф на ОСАГО давно уже не соответствует реальному объему обязательств страховщиков. Неспокойная экономическая ситуация, рост курса основных мировых валют по отношению к рублю несколько подхлестнули рынок продаж новых автомобилей. Такая тенденция вкупе с уходом страховщиков из регионов повлияла на рост объемов продаж автокаско, который нами ожидался на меньшем уровне", - сказал представитель "Росгосстраха".

Автостраховщики, в первую очередь с большими портфелями договоров, весь последний год тормозили продажи ОСАГО в особо убыточных регионах, увеличивали стоимость услуг автокаско.

Однако маховик убыточности в моторном страховании продолжал раскручиваться, законодатели медлят с решениями, которые помогут откорректировать тарифы. Центробанк РФ, отвечающий теперь за ценовую политику в ОСАГО и устойчивость страхового рынка, действует с большой оглядкой на законодателей.

В настоящее время под давлением общественности и регуляторов страховщики приняли решение вернуться по возможности "на круги своя", активизировать продажи в убыточных регионах, которых насчитывается три десятка. Остается на посту и Российский союз автостраховщиков (РСА), он готов под эти решения обеспечить компании дополнительными чистыми полисами ОСАГО для продаж в убыточных регионах. Но эту меру стабилизации кризисного рынка ОСАГО все признают временной уступкой страховщиков, которая в ответ сулит им дополнительные убытки.

"Безусловно, мы ждем повышения тарифов по ОСАГО. Если повышение будет небольшим, как сейчас указывают в прессе, в пределах 20-25%, то этого, конечно, недостаточно. Необходимо существенное повышение тарифа, неоднократно экономически обоснованное, с утверждением единой методики и справочников по урегулированию убытков и обязательным досудебным урегулированием споров, - полагает Д.Маркаров. - Только одно принятие всех этих необходимых решений даст существенный эмоциональный подъем для рынка, результаты которого можно будет заметить уже через три-четыре квартала".

"Ингосстрах" одним из первых заявил о необходимости минимизировать свое присутствие в ОСАГО и отказался от наращивания лидерства в этом сегменте еще в прошлом году. В I квартале 2014 года "Ингосстраху" удалось за счет продаж по другим видам улучшить показатель полученных премий, снизив активность продаж в ОСАГО.

"Увы, I квартал 2014 года не показал радикальных изменений в сегменте страхования каско и ОСАГО, - отметил первый зампред правления группы "СОГАЗ" Н.Галушин. - Рынок жил ожиданием корректировки тарифов по ОСАГО, однако этого не произошло. Отдельные страховщики по-прежнему ограничивают продажи по ОСАГО, создавая сложности для потребителей и для других страховых компаний. Стал наблюдаться рост тарифов по страхованию каско. Страховое сообщество ведет переговоры с ЦБ РФ по тарифам по ОСАГО. И ждем корректировок уже в весеннюю сессию 2014 года. Однако стоит отметить, что не только в тарифах ОСАГО проблемы автостраховщиков. Разъяснений требуют новые инициативы законодателей в ОСАГО".

Глава дирекции андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие" Дмитрий Кузнецов добавил к аргументам о снижении привлекательности моторного страхования. "Если говорить об автокаско, здесь негативным фактором является увеличение стоимости ремонта, что неразрывно связано с ростом курса евро и доллара, что, в свою очередь, приводит к необходимости корректировки тарифов по каско в сторону их увеличения. Все эти тенденции проявились в первом квартале года", - сказал он.

Уменьшать расходы страховщикам становится все труднее. За последние годы они делали это не один раз. "Возможности "Росгосстраха" в этом смысле ограничены, - сказал Д.Маркаров. - Бизнес "Росгосстраха" как розничной компании базируется в первую очередь на людях - это наш ключевой ресурс и ключевой потенциал. Поэтому мы не сократили расходы на обучение персонала и тренинги, что необходимо для профессионального роста сотрудников".

"Мы внимательно исследуем рынок, точечно корректируем свою работу в каждом регионе в зависимости от возможностей и целей, ждем хороших новостей от законодателей", - заключил он.

ЭКСПЕРТЫ КОНСТАТИРУЮТ ВОЗВРАЩЕНИЕ "СХЕМ" В СТРАХОВОЙ БИЗНЕС, ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ПОСЛЕ ИХ ИСКОРЕНЕНИЯ

Эксперты констатируют возвращение "схемного" бизнеса в российский страховой сектор, через 10 лет после его искоренения. Об этом сообщил президент Союза страховщиков Республики Татарстан Рустэм Сабиров, выступая на XV международной конференции по страхованию в Казани 3 июня 2014 года. Также эти наблюдения подтвердил руководитель Центра стратегических исследований "Росгосстраха" А.Зубец.

Использование финансовых схем в страховании было широко распространено в 2001-2004 годах, когда составление договоров страхования жизни сотрудников позволяло предприятиям уклоняться от дополнительного налогообложения при выплате заработной платы.

Усилиями органа страхового надзора подобная практика была практически сведена на нет примерно к 2005 году. В России стало развиваться классическое долгосрочное страхование жизни. Позже использование "схемного бизнеса" понемногу ушло и из других видов страхования, где эти схемы применялись в меньших объемах.

Президент Союза страховщиков Татарстана высказал предположение, что новая волна использования "схемного" бизнеса вызвана, с одной стороны, развитием кризиса на рынке страхования, а с другой - попытками компаний найти какой-либо дополнительный источник дохода.

Кризис на страховом рынке, спровоцированный неблагополучием в секторе автострахования, возрождает практику использования различных финансовых схем на страховом рынке, заявил Р.Сабиров. "Мы наблюдаем тенденции возрождения ушедшей было практики применения различных финансовых схем на страховом рынке", - отметил Р.Сабиров, напомнив, что "страховщики за последние десятилетия пережили не один кризис", в частности, кризисы 1998 и 2008 годов. Также он обратил внимание на то, что Татарстан является одним из немногих регионов, где остались локальные страховые компании (во многих российских регионах в силу убыточности страхового бизнеса остались только филиалы федеральных страховых компаний. - Прим. ИФ-АФИ). "Однако сегодня страховщики испытывают глубокую озабоченность, вызванную непониманием перспектив развития страхового рынка, отсутствием плана действий по выходу из кризиса", - сказал он. Глава Союза страховщиков Татарстана добавил, что у руководителей компаний зачастую "опускаются руки, и они всерьез обсуждают варианты перехода из страхового сегмента в какой-либо иной сектор российской экономики".

Руководитель Центра стратегических исследований "Росгосстраха" А.Зубец пояснил агентству "Интерфакс-АФИ", что "по многим видам имущественного страхования, как указывают данные статистики Банка России, сокращается уровень выплат. Это обстоятельство может служить косвенным признаком, подтверждающим возвращение "схемного" бизнеса в эти виды страхования". А.Зубец предположил, что использование схем возможно как в имущественном страховании юридических лиц, так и в страховании различных видов ответственности. Однако, для того чтобы иметь основания делать более конкретные выводы, например о доле подобного бизнеса в общем объеме проводимых операций, потребуется глубокий анализ статистических данных, добавил представитель "Росгосстраха".

КУДА ВЫРУЛИТ РЕФОРМА ОСАГО

Реформа обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) обсуждается несколько лет, из сотен предложений, высказанных на эту тему, можно составить книгу. 24 марта 2014 года правительственная комиссия рекомендовала к внесению в Госдуму новый блок поправок к закону об ОСАГО, который дополнит блок, уже прошедший обсуждение в первом чтении в Госдуме. В начале марта президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству ускорить реформу ОСАГО, законодательные изменения должны быть внесены до 1 июля этого года. Между тем уже сейчас уже становится понятным, что корректировка тарифов состоится примерно в октябре текущего года.

Итак, вошедшие в оба блока изменения в основном направлены на повышение защиты пострадавших в ДТП, совершенствование выплат в ОСАГО и сопутствующего сервиса. Вместе с тем и пакет поправок, уже прошедших первое чтение в Думе, и новый блок, по существу, в корне меняют сложившуюся экономику ОСАГО.

Как показал опрос экспертов, проведенный "Интерфаксом-АФИ", в перспективе россиян ждут не только приятные сюрпризы, но и частичная либерализация цен в ОСАГО.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля