Реформа ОСАГО позволит автовладельцам получать больше

Сегодня депутаты Госдумы проголосуют за принципиальные изменения в механизме обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Депутаты и лоббисты страховых компаний считают, что им удалось добиться компромисса: выплаты за ущерб «железу» и здоровью увеличатся втрое, тогда как стоимость полиса вырастет лишь примерно на треть. За отказ в оформлении полиса для страховщиков вводится штраф. При этом депутаты подчеркивают, что у них остались вопросы к страховщикам, которые не смогли обосновать свои прибыли и убытки по ОСАГО.

05:59
Независимая газета Мадина ШАВЛОХОВА

Более года длился процесс подготовки нового законопроекта об ОСАГО. В конце июня документ практически был готов. 

Однако на прошлой неделе на заседании совета думского комитета по финансовому рынку депутаты неожиданно внесли две поправки, которые вызвали споры и претензии со стороны страховщиков к законодателям. Новеллы предусматривали снижение предельного размера износа поврежденного имущества в два раза – с 80 до 40%. Действующие тарифы по ОСАГО предлагалось сохранить до конца 2014 года, а лимиты выплат по жизни, здоровью и по «железу» увеличивать одновременно с октября 2014 года. С 1 января 2015 года максимальные и минимальные значения страховых тарифов предлагалось устанавливать законом с учетом результатов их обязательной общественной экспертизы. Также поправки наделяли ЦБ полномочием отзывать лицензии у компаний, которые отказывают клиентам в продаже полисов ОСАГО или навязывают  дополнительные услуги.

Впрочем, глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина считает, что возмущения страховщиков несостоятельны. «Тарифы, закладываемые в калькуляторы ОСАГО на момент введения данного вида страхования, устанавливались с 60-процентным запасом, а потому необходимости в их корректировке нет. Страховщикам не нравится, что мы от них требуем выплат, которые полагаются людям по закону. По закону они должны выплатить примерно столько же, сколько они собрали. Но страховщики отказываются это делать, ссылаясь на то, что у них нет таких средств. На вопрос, куда они их дели, говорят – потратили. На что именно – не говорят», – заявила она «НГ».

Между тем на сторону страховщиков неожиданно встало правительство, которое посчитало, что новые требования могут ударить по страховым компаниям и привести их к банкротству. В правительстве также указали, что распространение новых лимитов выплат по ОСАГО на уже действующие полисы негативно скажется на страховщиках.

Это мнение правительства было учтено депутатами, которые отозвали поправку, распространяющую новые лимиты выплат на старые полисы ОСАГО. Также депутаты учли предложения главного Правового управления администрации президента России, которые предполагали реформу управления автостраховщиками. Предполагается, что осенью будет принят закон о саморегулируемых организацях (СРО) и органы управления Союза автостраховщиков будут реформироваться с учетом положений этого закона.

После долгих согласований и споров в законопроекте остались следующие нормы: поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В части возмещения вреда имуществу выплаты увеличиваются со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Потерпевшие в ДТП, согласно документу, получат право выбирать способ возмещения вреда – деньгами или работами на станции техобслуживания из списка страховщика.

В соответствии с этим законопроектом будет изменен и порядок действий автовладельцев при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции. Для подобных случаев максимальный предел страховой выплаты вырастет до 50 тыс. руб., то есть в два раза.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс называет новый законопроект документом компромисса и консенсуса. «Почти два года длился процесс подготовки документа. Мы практически все согласовали, но на прошлой неделе законодатели неожиданно внесли две поправки, которые нас сильно возмутили. К примеру, раньше в законопроекте речь шла о 80-процентном износе, теперь же депутаты предложили 40%. А это многомиллиардные убытки. Сошлись на 50%. После долгих общений мы путем компромисса и консенсуса пришли к общему знаменателю. Хотя и в новом документе много сложных моментов для страховщиков», – заявил он «НГ».

Принятие новых поправок, по мнению экспертов, позволит автовладельцам увеличить суммы страхового возмещения. Сократится также количество обращений в суд из-за споров со страховщиками. «Подорожание полисов ОСАГО не сильно скажется на автовладельцах, зато будет сделан еще один шаг в сторону цивилизованного решения дорожных конфликтов», – надеется гендиректор компании GKFX Дмитрий Раннев. Он также отметил, что возможность самостоятельного урегулирования конфликта без полиции поможет снизить время разбора ДТП. Однако в России к такому методу урегулирования пока не привыкли, и эта услуга приживется только в случае поддержки со стороны страховых компаний.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля