«Автогражданка» разбушевалась

В Нижегородской области с начала года клиенты страховых компаний стали втрое чаще жаловаться на их политику в части ОСАГО. Надзорные ведомства признают, что привлечь страховщиков за нарушения законодательства сложно, так как заявители чаще всего не представляют доказательств. Страховые компании настаивают на увеличении стоимости «автогражданки» и ждут внесения поправок в федеральное законодательство, которые Госдума рассмотрит во втором чтении сегодня.

05:40
Коммерсантъ-Нижний Новгород Анна ПАВЛОВА

Данные по жалобам клиентов страховых компаний вчера на пресс-конференции представил руководитель УФАС Михаил Теодорович. Если в 2013 году управление получило 262 обращения по поводу ОСАГО, то за шесть месяцев 2014 года — уже 384 обращения. Причем если в прошлом году нижегородцы жаловались в основном на навязывание дополнительных услуг, то в этом — на отказ в выдаче полиса ОСАГО. «Накопленная интенсивность обращений сейчас в три раза выше. В абсолютном значении цифра тоже очень большая, она говорит о том, что процесс стал массовым, и он обусловлен экономическими причинами», — поясняет господин Теодорович.

Многократный рост обращений фиксируют и в межрегиональном управлении службы Банка России по финансовым рынкам в ПФО (бывшее управление ФСФР). «По нашим регионам, а это Киров, Марий Эл, Мордовия, Нижегородская область и Чувашия, по сравнению с началом года количество жалоб выросло на 350% и в мае составило 170, в то время как в апреле их было 136, а в начале года — всего 30–40 жалоб в месяц», — рассказал на пресс-конференции начальник управления Олег Чупалов. По его информации, примерно в 70% случаев Центробанк не рассматривает жалобы, так как в них нет достаточных доказательств, чаще всего — юридического подтверждения обращения в компанию, то есть письменного заявления. По данным ЦБ, страховые компании, отказывая автовладельцам в заключении договоров ОСАГО, идут в основном несколькими путями: предлагают только договор с допуслугами, ссылаются на отсутствие бланков, отправляют за полисом в отдаленные районы, настаивают на предварительном осмотре автомобиля «месяца через полтора». «Гражданин, как правило, после таких слов страховщика разворачивается и уходит, не оставляя письменных заявлений и не переведя свое общение с компанией в юридическую плоскость. Если же он обращается к страховщику с письменным заявлением и представляет все необходимые документы, то в большинстве случаев получает полис ОСАГО, а если нет — обращается к нам, мы составляем протокол и направляем его в суд по месту регистрации компании. Тогда в 98% случаев суд встает на сторону страхователя, а компанию штрафуют за несоблюдение законодательства», — рассказывает господин Чупалов.

Сами страховщики говорят, что ОСАГО убыточно — по информации ЦБ, в некоторых регионах уровень убыточности действительно доходит до 100%. По подсчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), нынешняя конъюнктура требует повышения базовых ставок по ОСАГО на 40%. Позицию компаний понимают и в УФАС. «Тарифы по ОСАГО несколько лет не изменялись, в то время как рынок ушел вперед во многих отношениях: и цена автомобиля, и цена обслуживания, и цена других страховых услуг значительно выросли. Та экономическая ниша, в которой деятельность по ОСАГО была рентабельной, схлопывается», — говорит Михаил Теодорович.

Разрешение ситуации и участники рынка, и надзорные органы видят в поправках закона об ОСАГО, рассмотрение которых профильным комитетом Госдумы началось вчера и продолжится сегодня. Напомним, документ с 1 октября увеличивает со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. выплату по ущербу имуществу в ДТП, а с 1 апреля 2015 года — выплату по ущербу жизни и здоровью со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Одновременно с выплатами вырастут и тарифы — ОСАГО подорожает на 24%. По некоторым предлагаемым поправкам законодателям и участникам рынка далеко до компромисса: так, РСА выступил против увеличения страховых выплат для тех страховщиков, которые заключили договор ОСАГО до повышения размера страховых премий с 1 октября.

По мнению экспертов, рассматриваемые поправки не снимут существующих проблем на рынке. «Практика уклонения страховых компаний от выдачи полисов ОСАГО увеличивается лавинообразно по всей России на фоне фактического бездействия надзорных органов. Но увеличение размера страховых премий не решит проблемы: бизнес всегда будет стремиться к максимальной прибыли, и, чтобы изменить ситуацию, необходимо убрать экономическую мотивацию страховщиков отказывать в заключении договоров ОСАГО», — полагает генеральный директор Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. В частности, по его мнению, решить проблему смогут оборотные штрафы страховщиков, которые сделали бы нарушение законодательства невыгодным. Рассматриваемые Госдумой изменения закона таких штрафов не предусматривают, а включают фиксированный штраф в размере порядка 50 тыс. руб. «Это сумма небольшая, но если каждый, кому откажут в получении полиса, обратится в надзорный орган и представит доказательства, это возымеет действие», — полагает господин Тюрников. По мнению Михаила Теодоровича, рынок может отрегулировать «перераспределение лояльности клиентовстраховых компаний». «ОСАГО — не единственный страховой продукт, и потребителю имеет смысл покупать страховки там, где это можно сделать удобно, понятно, где не мотают нервы и не ставят в неприятное положение. Рынок сам определит лояльные и не очень лояльные компании, и если граждане активно включатся в процесс, это будет способствовать оздоровлению ситуации. Такая активная позиция дополнила бы действия надзорных органов, и вместе мы бы быстрее разрешили эту коллизию», — считает господин Теодорович.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля