Круто ты попал в ДТП

Визг тормозов... Хлесткий удар металла о металл... Ну все, попал... Ситуация, знакомая практически каждому водителю, — в ДТП не попадал, пожалуй, только тот, кто ни разу не сидел за рулем. Долгое ожидание инспекторов ДПС, беготня по инстанциям, потерянное время... Первая же реакция водителя — растерянность, шок. Именно в этот момент необходимо собрать всю свою волю в кулак и приступить к правильному оформлению места ДТП. Ведь от правильных действий в первые минуты после аварии зависит очень многое.

10:23
Московский комсомолец

Мордобой позади

Еще пару десятков лет назад ДТП на российских дорогах в 90% случаев заканчивались мордобоем. Водители начинали выяснение отношений с кулачных поединков, и оно понятно. Прав на дороге всегда был тот, у кого кошелек поплотнее: на стадии разбирательств в ГАИ в ход шли личные связи, взятки. Невиновный пострадавший вдруг после разбора в ГАИ оказывался виноватым во всех смертных грехах.

Ныне в нашей стране отношения более цивилизованные, в том числе и на дорогах. Обязательное страхование ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) навело порядок, многие сейчас страхуют своих железных коней по КАСКО, введен европротокол, когда вызывать ГИБДД при ущербе до 25 тысяч рублей необязательно, а все процессуальные действия совершают на месте аварийные комиссары. Но на смену мордобою пришли другие проблемы. Ну не приживаются толком западные порядки на нашей земле. И причин тому множество.

Начните со знака «аварийки»

Порядок действий при ДТП прописан во многих регламентирующих документах. Разберем его по порядку и составим некую инструкцию, которая, как ни странно, для многих водителей окажется в новинку.

Для начала исполняем правила дорожного движения, выставляем знаки аварийной остановки, если есть свидетели — записываем их данные. Вызываем аварийного комиссара. Они прибывают быстро, согласовывают свои шаги с ГИБДД. Составляют схему, берут объяснение. Если кто-то признает свою вину — аваркомы «разруливают» все на месте без ГИБДД. «ГАИ все же рекомендуем вызывать, — советуют юристы. — Европротокол у нас введен, но это новшество пока толком не прижилось».

Причин, по мнению автоюриста, тому несколько. Первая и самая важная — никто не в состоянии оценить ущерб на месте. Психологическое состояние — это раз, мало кто знает точную стоимость работ и запчастей — это два. Третье — могут быть скрытые дефекты, которые «всплывут» позже. Вот тогда и начнется беготня по инстанциям, но без документов ГИБДД доказать свою правоту практически нереально. Народ даже не может извещение заполнить как следует, а европротокол подразумевает полное заполнение, правильное, без исправлений, ошибок.

Сотрудники ГИБДД — если их вызвали — составляют схему, отправляют ее в полк, где происходит оформление документов. На руки выдается определение — протокол и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Третий документ — справка №748 — данные о месте ДТП, обстоятельствах, времени, повреждении авто. По этому поводу возникает очень много вопросов: не всегда ГИБДД вписывает все повреждения. Вписали, например, бампер, дверь, а крыло «забыли». Страховая компания автоматически затем отказывает в возмещении ущерба по этому элементу. Если оценщики позже и вписывают все данные, страховщики все равно ссылаются на первоисточник — документы ГИБДД.

Бумаги ГИБДД вступают в силу через 10 дней. Это время дается на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в отношении одного из участников. Почему 10 дней? Кто-то признал вину от испуга. Кто-то с родственниками посоветовался и пошел обжаловать решение в вышестоящую инстанцию. Если к вышестоящему начальнику ГИБДД, то придется ждать окончательного решения. Если в суд — с этим сложнее. Заявления в суд достаточно для того, чтобы приостановить действие постановления ГАИ. Страховщик приостанавливает выплату до выноса судебного решения. А это может растянуться надолго.

Вступило в силу постановление — идем в страховую компанию либо виновника ДТП, либо свою: это новшество вступило в силу в прошлом году, и получить возмещение ущерба можно там, где ты сам застрахован. С момента, как ты предоставил последний документ, на все дается месяц. На 31-й день страховая компания обязана выплатить возмещение либо аргументировано отказать. Кстати, в пакет документов входит и заключение оценочной компании.

Экспертные организации — отдельная история. Законом предусмотрено, что пострадавший обязан предоставить автомобиль страховщику на осмотр с целью выяснения обстоятельств и фиксации повреждений. Затем страховая компания отправляет вас к оценщику. Чаще всего к тому, с которым у страховой компании заключен соответствующий договор. Если в течение пяти дней страховая не дала такое направление, можно выбрать любую независимую оценочную компанию. Но... Страховая компания может отказать в выплате из-за того, что вы провели оценку не в «их» компании. А «прикормленные» страховщиками эксперты, как показывает практика, будут всячески занижать размер ущерба.

Итак, наступил 31-й день, однако практически все страховщики задерживают платежи. На рынке Новосибирска порядка сотни страховых компаний. В черный список сегодня можно смело поместить большинство из них. Те же, кто платит вовремя, платит мало.

Решение проблемы со страховщиками не блещет разнообразием: в ход идут либо личные связи, либо на страховую оказывается давление через Федеральную службу страхнадзора. Третий вариант — ждать, когда страховая компания соберет денег на выплату. Ожидание это может растянуться до полугода и более. Ответ страховщиков один — ждите, вы в очереди.

Камни под водой

В, казалось бы, цивилизованных дорожных отношениях предостаточно и других подводных камней. Например, липовый свидетель. Найти свидетеля со стороны — не проблема. Буквально недавно одна моя знакомая попала в ДТП и предложила мне стать свидетелем. На мой резонный вопрос: «Я же там не был, чему я свидетель?» последовал ответ: «Да ладно, я тебя научу, что говорить». Я отказался.

Камень для страховщиков — автоподставы. Машина получает повреждения, например, водитель не разъехался с деревом. ГАИ и аваркомы не вызываются, машина потом подставляется под договорного водителя, имитируется ДТП, и документы проходят все стадии, описанные выше. Страховая компания выплачивает — рано или поздно — компенсацию ущерба. Можно, конечно, получить и отказ — страховщики сейчас перестраховываются, ссылаясь на мошенничество. Но иногда такие фокусы все равно проходят.

Мошенничество, по мнению экспертов, сегодня процветает пышным цветом. Отсюда и отказы: малейшее сомнение, и страховая под любыми предлогами начнет открещиваться от выплаты ущерба. Страдают при этом добропорядочные граждане. По разным оценкам, доля мошенничеств на рынке сегодня — не менее 10%.

Как доказать мошенничество? Очень сложно. Законом не урегулировано право страховой компании на собственные расследования. Да, они имеют право разбираться с документами, проводить оценку ущерба. Но кто перед ними — мошенник или добропорядочный гражданин — разбираться могут только правоохранительные органы.
Главный признак, по которому страховщики чаще всего начинают сопротивляться, — большой ущерб. Страховые компании часто заказывают всевозможные экспертизы, трасологические, например. Без всяких видимых для того оснований. Порой не удосуживаются запросить документы из ГАИ, не удосуживаются осмотреть машины. Простой ответ: повреждения получены не в результате данного ДТП — и все! Так что будьте готовы ко всему.

Чем душа успокоится

Ситуация с невыплатой средств по ОСАГО самими страховщиками в приватных беседах объясняется низкими тарифами. Мол, средств не хватает как в связи с мошенничествами, так и с немалыми накладными расходами. Невыплаты по КАСКО, в свою очередь, объясняются кризисом и значительным — по некоторым оценкам до 60% — падением рынка этого вида страхования. С ОСАГО страховщики поступили просто: активно лоббируют повышение тарифов как минимум на 30% по этому виду страхования. Госдума уже приняла в первом чтении повышение лимита ущерба с пострадавшими в ДТП со 160 до 500 тысяч рублей. Вслед за этим повышением в будущем году вырастет и тариф на саму страховку. С КАСКО же все сложнее — сборы страховщиков на этом рынке напрямую зависят от нескольких факторов: роста аварийности, числа угонов и краж транспорта и, естественно, благосостояния населения. Будут россияне жить побогаче, не придется слышать пострадавшим в ДТП фразу страховщиков: ждите, до вас очередь выплаты пока не дошла.

Советы бывалых

Не особо доверяйте европротоколу, который позволяет не вызывать ГИБДД на место аварии, если ущерб не превышает 25 тысяч рублей.

Внимательно оформляйте документы, начиная с момента регистрации ДТП. Ошибки — не проставлено время страхового случая, неправильно написана фамилия — чреваты лишней беготней по инстанциям. С особым вниманием следите за тем, какие повреждения вписаны инспекторами ГИБДД: даже если они будут в заключении оценщиков, но не вписаны сотрудниками в свои протоколы, страховая компания откажется компенсировать расходы на восстановление «выпавших» повреждений.

Не стоит сидеть и ждать, когда страховая компания соизволит выплатить страховку. Можно писать жалобы в Федеральную службу страхового надзора: ее специалисты строго следят за нарушениями по срокам выплаты компенсации ущерба.

Получили необоснованный отказ страховой компании — обращайтесь в судебные инстанции и старайтесь при этом воспользоваться услугами специалистов. Самостоятельно составить правильную претензию или исковое заявление в суд может далеко не каждый. Сумма расходов на услуги профессионалов затем будет компенсирована, заложена к возмещению по решению суда.

Если страховая навязывает свою оценочную компанию, пройдите оценку. Но параллельно оцените ущерб у независимых экспертов. Если расхождения в сумме будут значительные, можно обжаловать действия «прикормленных» страховщиками оценщиков.

За просрочку выплаты страхового возмещения по закону положена пеня — 1/75 от ставки рефинансирования в день. Некоторые суды считают от лимита ответственности — 120 тысяч рублей, некоторые — от суммы ущерба. Практика сейчас такая, что суды чаще во главу угла ставят сумму ущерба, от нее и просчитывают пеню. Страховщикам, если пеня будет «включена», будет стимул рассчитаться с вами как можно быстрее.

Справка «МК»

Статистика — вещь упрямая

За последние десять лет в России в результате ДТП погибли 300 тысяч человек, более 2 миллионов травмированы. В Новосибирской области каждый год происходит порядка 3 тысяч дорожных аварий, в которых погибают более 130 человек. Количество небольших столкновений идет на десятки тысяч в год.

Как отмечают специалисты ГИБДД Новосибирска, самый распространенный вид ДТП — наезд на пешеходов (60% от всех аварий). Среди основных причин как серьезных ДТП, так и небольших столкновений, — слабая подготовка выпускников автошкол, пьянство за рулем и плохие дороги. По данным статистики аварийности в РФ за первые три месяца 2010 года, 50,7% ДТП происходят в Новосибирской области по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог — зарегистрировано 233 таких ДТП из 460. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года рост ДТП по причине плохого состояния дорог в регионе составил 14,8%. По количеству ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог Новосибирская область занимает второе место из регионов Сибири. Хуже дороги только в Бурятии, где этот показатель равен 53,2 %. Средний показатель по России составляет 30,7%.

Василий СУЙГА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля