Медицинское страхование с человеческим лицом

Закону об обязательном медицинском страховании, похоже, собрались придать чуточку человечности. Минэкономразвития объявило о разработке нового законопроекта об ОМС, который предусматривает не только возможность самостоятельного выбора гражданином страховой компании, поликлиники и даже врача, но и просто-таки стирает границы и расстояния: хотите, живя в Москве, что-нибудь вылечить в Барнауле (по показаниям, конечно, – без излишеств!) – милости просим, возражать никто не будет!

15:30
Slon.ru

Как говорится, давно пора.

Так уж повелось, что каждое лето уже на протяжении шести лет мы с семьей отдыхаем в симпатичном и гостеприимном поселке на российском берегу Черного моря. И от Москвы относительно недалеко – полтора часа лету, и сервис улучшается год от года, неотвратимо, но неспешно приближаясь к уровню лучших европейских стандартов.

Увы, но не менее неотвратимы на курортах и болезни детей, которые сводят с ума родителей и поселяют грусть и первое чувство зря уходящего времени в их отпрысках.

По факту обычно – ничего страшного, но ведь даже незначительная болезнь ребенка – значительное волнение для родителей. Мы с женой не исключение. А потому, не надеясь на самолечение, мы в таких случаях исправно стремились отдаться в руки официальной медицины.

Помнится, шесть лет назад основной проблемой было заманить местного педиатра на осмотр. Понимая, что сейчас ему будут совать очередной иногородний полис и качать права отдыхающего, местный участковый старался ограничиться телефонной консультацией, лишь в особых случаях доезжая до места назначения.

Со временем доктор стал намного циничнее. И теперь с удовольствием выезжает на любой «чих», предварительно обозначив по телефону цену вопроса. Надо отдать должное – вполне демократичную.

Кстати, как оказалось, хозяева гостиниц, со своей стороны, поддерживают такой «режим благоприятствования» со стороны местной медицины не менее демократичными, но более регулярными добровольными отчислениями. Платишь «абонент» – твои постояльцы всегда могут обратиться к врачу. При этом, о чудо! – вопрос с региональной принадлежностью полиса ОМС просто слетает с повестки дня!

Это только один пример примитивных злоупотреблений в существующей системе ОМС, которую многие характеризуют как одну из вотчин отечественной коррупции. Что уж говорить о вопросах другого уровня и другой «цены»?

Например, откуда брались страховые компании ОМС и каким образом они «отхватывали» значительные территории? Какой «ценой» распределяются победители на местных конкурсах по ОМС? Какой реально объем услуг оплачивают страховщики местным больницам и поликлиникам?

Таких вопросов – масса. Но все они сводятся к одному: обязательное медицинское страхование сегодня – это не рынок, а система распределения, которая никак не зависит от волеизъявления, пожалуй, главной стороны всего процесса – самого клиента. Она не зависит даже от его реального здоровья!

Формально за каждого из нас платит или работодатель, или государство (за неработающих), но они платят НАШИ деньги. Заработанные сегодня или вчера, выплаченные в виде налогов, – не важно... но деньги эти – НАШИ. Так почему же тогда мы сегодня не можем выбрать самостоятельно в какой страховой компании обслуживаться? Не сумеем? Знаний не хватает? Вряд ли... Доверяет ведь нам государство направлять свои пенсионные сбережения в тот фонд, который нам приглянется.

Есть надежда, что инициативы Минэкономразвития порядком исправят ситуацию, если, конечно, не останутся только на бумаге. В то, что страховые компании начнут биться за каждого застрахованного, я, конечно, верю слабо, но вот то, что я всегда смогу «проголосовать» своим, пусть и виртуальным, но рублем, меня вполне устраивает. Это будет уже мой выбор – обращаться за полисом в компанию федерального масштаба или к местному малому страховщику, теша себя надеждой, что уж там за меня будут «держаться», как за последний бизнес-проект.

Время покажет. Сомневаюсь, что коррупцию и другие злоупотребления в системе ОМС удастся искоренить в полной мере. Но то, что появление дополнительных прав и возможностей у самих потребителей ОМС – то есть у нас с вами, – придаст, в конце концов, нашей системе обязательного медицинского страхования человечности – несомненно. Главное теперь, чтобы эти возможности не только приняли в виде закона, но и не забыли их растолковать тем, кто сегодня простаивает часами в поликлиниках и на любые претензии слышит в ответ: «Не нравится? Идите в платное отделение!».

Николай НИКОЛАЕВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля