Андрей Юрин: «Мы стремимся создать такую систему ОМС, когда вымогательство не будет иметь экономического смысла»

Интервью. Реформа здравоохранения началась с реорганизации системы ОМС. На днях законопроект поступит в правительство. О сути и деталях закона рассказывает председатель Федерального фонда ОМС Андрей Юрин.

13:49
Финанс.

Андрей Владимирович, так в чем же суть?

– Суть всех преобразований заключается в том, чтобы сделать центральным звеном ОМС человека. От человека должно идти построение всей системы. Прежде всего у каждого должно быть право выбора страховой компании. До сих пор за работающих граждан этот выбор делали работодатели, а за неработающих – исполнительные органы власти в субъектах Федерации. Они отбирали страховщиков ОМС на конкурсах. Теперь подобные конкурсы в регионах будут отменены, а граждане будут делать свой выбор самостоятельно

Но ведь это право было и прежде?

– Да, было, но оно практически не реализовывалось. Потому что обе нормы существовали параллельно, дублировали друг друга. В этой ситуации страховые компании предпочитали договариваться с руководителями предприятий, с губернаторами, у них не было стимула бороться за каждого клиента. Теперь альтернативы нет. Есть одна-единственная норма – выбирает страховую компанию только сам гражданин. Это создаст конкурентную среду для страховщиков. Теперь они будут конкурировать не за право доступа к губернатору или руководителю предприятия, а за право доступа к конкретному человеку. Раз в год каждый застрахованный в ОМС может сменить страховую компанию. Для этого достаточно написать заявление в выбранную компанию, и она не вправе отказать, она обязана заключить договор. А прежняя страховая компания будет уведомлена об уходе клиента.

Сегодня не все люди знают название своих компаний по ОМС. Как они будут делать выбор?

– Да, вы правы, застрахованный по ДМС, как правило, сразу же назовет свою страховую компанию, а многие владельцы полисов ОМС своих страховщиков вообще не знают. Это и понятно – не они их выбирали. Но теперь им все-таки придется выяснить, какие страховщики работают в регионе, может, даже поинтересоваться их финансовыми показателями. Эти данные можно будет найти в территориальном фонде ОМС.

А не получится, что часть людей вообще останется без полисов – те, кто не сделают вовремя выбор?

– Без полисов ОМС не останется никто. В законопроекте предусмотрено, что данные о «молчунах» будут анализировать территориальные фонды ОМС. Ежемесячно они будут направлять сведения о гражданах, не выбравших страховую компанию, как работающих, так и нет, в три страховые медорганизации, которые имеют наибольшее количество застрахованных в данном субъекте Федерации на 1 января текущего года. Эти данные будут передаваться пропорционально, в соответствии с численностью застрахованных в каждой из трех компаний. При этом соотношение работающих и неработающих граждан должно быть равным. В течение трех дней с момента получения сведений от территориального фонда страховщики должны проинформировать в письменной форме людей о факте страхования и необходимости получения полиса ОМС. За нарушение порядка предусмотрены штрафные санкции.

А будет ли предоставлено пациентам право выбора лечебного учреждения, врача?

– Да, будет. Только при условии, что медицинское учреждение или врач дают согласие на прикрепление нового пациента. Собственно, это право есть у застрахованных и сегодня. Но оно тоже не работает, потому что у медицинских учреждений нет стимула увеличивать поток пациентов. Теперь ситуация иная. Меняется система финансирования лечебных учреждений: за каждым пациентом в лечебное учреждение придет полный тариф по ОМС. Чем больше пациентов – тем больше финансовый поток, а это основа для дальнейшего развития больницы или поликлиники. Тогда появится мотивация – мед­учреждения начнут бороться за людей. И нам нужна эта конкуренция на рынке медицинских услуг. Она – стимул для повышения качества обслуживания.

Что значит полный тариф? Какие затраты покрываются сегодня за счет средств ОМС?

– Сейчас за счет ОМС покрывается порядка 50% расходов медицинского учреждения. В тариф по ОМС входит только пять статей расходов: зарплата медперсонала, начисления на зарплату, затраты на расходные материалы, лекарственные средства и питание. Почему сегодня застрахованный по ОМС не является желанным пациентом в клинике? Да по одной простой причине – за этим человеком придут только эти пять статей расходов. А все остальное – коммунальные расходы, транспортные, затраты на связь, повышение квалификации медработников, расходы по охране труда... – все это поступает напрямую из госбюджета. Речь давно идет о том, чтобы сделать тариф на ОМС полным, чтобы он покрывал все расходы. Это и предусмотрено в новом законопроекте.

А какие лечебные учреждения будут допущены к ОМС?

– Сегодня далеко не все лечебные учреждения участвуют в ОМС. Органы исполнительной власти на местах утверждают списки допущенных. Теперь все барьеры будут сняты. Согласно законопроекту доступ к ОМС будет совершенно свободным для всех медицинских учреждений, в том числе и для частных. Достаточно просто написать заявление – и клиника будет включена в реестр участников в системе ОМС. Территориальный фонд не вправе отказать в приеме заявления.

На каких условиях частные клиники могут войти в ОМС?

– Условие одно – они готовы работать по тем тарифам, которые существуют в ОМС, и по тем нормативным актам, которые есть в ОМС. И я уверяю, что желание у частных клиник очень большое, потому что через ОМС идет основной поток больных. На самом деле рынок ДМС не так широк. Сегодня объем средств, которые проходят через ДМС, составляет примерно 57 млрд рублей. А в субъектах Федерации оказывается медпомощь на 1,2 трлн рублей. Для обязательного медстрахования участие частных клиник тоже полезно. Взять, к примеру, частные стоматологические кабинеты, которых сегодня открылось немало, – они помогли бы разгрузить районные поликлиники, решить проблемы с очередями.

А могут ли клиники одновременно оказывать платные и бесплатные услуги? Как решается эта коллизия?

– Это очень важный вопрос. Я убежден, весь объем помощи, который должен оказываться данным учреждением в рамках ОМС, должен быть бесплатным для населения. Все, что касается косметологических услуг, сервиса, услуг, которые не требуются по медицинским показаниям, – это может быть платным. Но этот вопрос требует большой осторожности. В новом законопроекте нет статьи, которая бы регулировала соотношение платных услуг и ОМС, или ОМС и ДМС. Мы хотим обсудить эту тему более подробно после первого чтения. Мы надеемся сформировать правильный подход к этой проблеме.

Как будут финансироваться неработающие граждане? Сейчас ведь нет единого тарифа…

– Это действительно серьезная проблема. Если для работодателей размер страхового взноса определен на законодательном уровне и составит со следующего года 5,1% от фонда оплаты труда, то для неработающего населения никаких четких рамок не существует. Единого тарифа по ОМС за неработающих россиян нет. Каждый регион в зависимости от приоритетов устанавливается свой размер платежа. И разброс, поверьте, очень велик: от 300 рублей в год на одного человека до 15 тыс. Но страховая система не может работать, если не определен размер страхового взноса. Новый законопроект предусматривает, что по истечении переходного периода будет установлен единый для всей страны минимальный размер платежа за неработающее население, ниже которого ни один регион не сможет установить собственную планку. Поскольку финансовое положение субъектов Федерации отличается, будут разработаны и территориальные коэффициенты, которые учтут климатические условия, уровень заболеваемости, смертности и другие факторы.

Какая роль отводится страховщикам в новой системе?

– Сегодня в ОМС работает 105 страховых компаний. Среди них есть крупные, а есть и небольшие, региональные. Причем три крупнейшие страху­ют около 40% всего населения. Сегодня очевидно, что страховщик, работающий в ОМС, должен иметь современную инфраструктуру, развитую филиальную сеть, чтобы обеспечить комфортный контакт с потребителем услуг. Если говорить объективно, страховых компаний на этом рынке не должно быть много. Я думаю, их число будет уменьшаться уже в ближайшее время. Потому что более мощная страховая компания сможет предложить и более полный пакет услуг для гражданина, и массу дополнительных сервисов: многоканальный телефон, круглосуточного консультанта, помощь в другом регионе и так далее.

Вы планируете ввести аккредитацию для страховщиков?

– Нет, мы не хотим применять административные рычаги. Единственное, что предполагается сделать, – это увеличить требования к уставному капиталу страховых медицинских компаний. Им пока оставили требования к уставному капиталу на прежнем уровне – 30 млн рублей. Мы будем предлагать поднять эту планку. Естественно, это произойдет не с 1 января 2011 года, а в перспективе. Так что у компаний есть время обдумать, определиться, смогут ли они заниматься этим видом страхования.

Нужно ли мотивировать страховые компании работать на этом рынке. У многих достаточно скептическое отношение к ОМС как к нерыночному виду страхования…

– При всем скептическом отношении конкуренция среди страховщиков здесь достаточно высокая. В каждом конкурсе на страхование неработающего населения, которые пока еще проводятся в субъектах Федерации, участвует три-четыре компании, а то и больше. Надо понимать, что ОМС – особый вид страхования, это государственное социальное страхование. И когда государство берет определенные обязательства, оно не может полностью отдать сферу своей ответственности коммерческим структурам. Это привело бы к существенному повышению тарифов, созданию значительных резервов в страховых компаниях, появлению компаний-перестраховщиков... Сегодня предлагается закрепить четкие размеры резервов для страховщиков и определенные экономические стимулы, направленные на повышения качества работы страховых организаций в системе.

Насколько выгодно работать страховщикам в ОМС? Каковы их комиссионные?

– Из 500 млрд рублей, которые сегодня составляют бюджет ОМС, страховщики в прошлом году получили 7 млрд. На самом деле это не так много. Устанавливается верхний предел вознаграждения для страховой компании в объеме 1,5% от количества средств, которые через нее проходят. Так что страховщики тоже будут заинтересованы привлекать как можно больше клиентов, бороться за них, а в итоге повышать качество обслуживания.

Как будет контролироваться качество оказанных медуслуг?

– В законопроекте прописаны экспертные обязанности страховой компании и территориальных фондов. И никто не отменял контроль со стороны Рос­здравнадзора за тем, как оказывается медпомощь.

А если у человека вымогают деньги за лечение, куда ему обращаться?

– Наша задача сделать так, чтобы у него не вымогали деньги. А это произойдет тогда, когда клиники будут заинтересованы в привлечении пациентов. Когда стремишься удержать клиента, нет смысла вымогать у него деньги за лечение. Человек просто развернется и уйдет в другую клинику, где с него не потребуют незаконной платы. Мы стремимся создать такую систему ОМС, когда вымогательство не будет иметь экономического смысла.

Сегодня много говорят о едином электронном полисе. Зачем он нужен?

– Единый электронный полис позволит получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Сегодня у нас количество застрахованных по ОМС больше, чем население страны. Это происходит из-за того, что не налажен учет, люди переезжают из региона в регион, но остаются застрахованными по прежнему месту прописки и страхуются на новом месте проживания. Сегодня все сведения децентрализованы. Подобное дублирование будет исключено благодаря единым электронным полисам. Это поможет создать единую базу данных о застрахованных. К тому же обеспечит для пациентов доступ к части медуслуг в электронном виде – например, можно будет записаться на прием или получить результаты анализов. Переход на новые электронные полисы будет поэтапным, начиная с 2011 года.

Со следующего года ставка страховых взносов на ОМС для работодателей повысится с 3,1 до 5,1%. На какие цели будут потрачены полученные средства?

– В составе Федерального фонда ОМС предусматривается создание фонда модернизации здравоохранения субъектов Федерации, который будет аккумулировать с 2011 года все средства, полученные от увеличения ставки страховых взносов. По нашим оценкам, за два года эта сумма составит около 460 млрд рублей. Эти средства пойдут на модернизацию здравоохранения во всех регионах по трем направлениям. Основная часть – 300 млрд рублей предназначена для модернизации материально-технической базы медучреждений. Это и капитальный ремонт, и оснащение оборудованием. 24 млрд рублей планируется направить на информатизацию здравоохранения. Эти средства пойдут на введение электронного полиса ОМС, создание телекоммуникационных систем медицинских учреждений. 136 млрд предусмотрено на обеспечение стандартов оказания медицинской помощи и на софинансирование медпомощи для пенсионеров и неработающих граждан. При этом региональные власти должны будут разработать свои программы модернизации здравоохранения с конкретным планом действий.

А какая сумма сегодня приходится на одного застрахованного по ОМС? Как она изменится с принятием закона?

Сейчас на каждого застрахованного в среднем приходится 3 тыс. рублей в год. Начиная с 2011 года эта сумма увеличится до 5–6 тыс. рублей. В тарифах всегда надо исходить из возможностей государства. Поэтому наша задача – эффективно использовать те средства, которые в системе имеются. А они немалые – порядка 1,5 трлн рублей.

А как будут распределены функции между территориальными фондами, страховщиками и федеральным фондом?

– На самом деле разделение очень простое. Все, что связано с контактами с человеком или медучреждением, – это в зоне компетенции страховых компаний. Они выдают полис, они сопровождают человека при получении медпомощи – это их поле. Что делает территориальный фонд? Он наделяет страховые компании по единому принципу средствами в зависимости от количества застрахованных. И контролирует, как работают страховщики. Федеральный фонд аккумулирует средства в ОМС и в целом отвечает за организацию работы. Так что все роли достаточно четко распределены и пересечений нет.

Когда планируется рассмотреть законопроект?

– Сейчас уже законопроект одобрен в Минздраве и направлен для рассмотрения во все заинтересованные ведомства. До 3 июня планируется внести его в правительство. Мы рассчитываем, что первое чтение в Госдуме он пройдет в весеннюю сессию. Безусловно, он будет широко обсуждаться не только в среде страховщиков или медиков, но и среди россиян. Рассчитываем, что он будет принят до конца года, а с 2011-го вступит в силу.

Скептики говорят, что новый законопроект – всего лишь косметический ремонт полуразрушенного здания, которое нуждается в кардинальной перестройке...

– Я не согласен с этим утверждением. Мы прикоснулись к очень сложному вопросу. Наша задача как разработчиков была не навредить. Совершенствовать систему, но не выбросить то лучшее, что уже есть, не создавать нормы, которые будут мешать. Стремление изобрести что-то совершенно новое и абсолютно гениальное – эфемерно. Я бы хотел предостеречь от такого подхода. На самом деле ситуация гораздо сложнее. Мы не начинаем реформу с чистого листа, не рисуем эту схему с нуля. У нас есть сложившиеся условия, в которых мы работаем, и переход должен быть эволюционным, чтобы он не повлек за собой нежелательных последствий, тем более что реформа обязательного медицинского страхования затрагивает интересы миллионов людей, практически всего населения страны.

Андрей Юрин
Родился в 1960 году в Барнауле.
Образование: Алтайский государственный университет, специальность «Экономика труда» (1982).
2008 – н. в. – председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2006–2008 – директор департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России.
2002–2006 – заместитель руководителя департамента, и.о. руководителя департамента межбюджетных отношений Минфина.
1995–2002 – председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

Беседовала Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля