Врач в телефоне: почему телемедицина может стать хитом финансового маркетплейса?

Появление финансовых маркетплейсов придаст новый импульс развитию комиссионных продаж банков и страховщиков. Главное – определиться с набором продуктов. На фоне растущего ажиотажа вокруг телемедицины продукты с услугой удаленной медицинской помощи могут занять хорошее место на финансовой «витрине».

11:30
2
Олег Меркулов
первый заместитель генерального директора, «ВТБ Страхование»
Сейчас банки и страховщики осваивают формат, запуская маркетплейсы для бизнеса. Для частных клиентов эта история пока не так развита. Тем не менее, очевидно, что маркетплейс дает ключевое преимущество для партнеров банка – это доступ к целевой аудитории, которая уже пользуется услугами банка, т.е. прошла минимальный скоринг, понимает формат маркетплейса и главное – лояльно настроена к предложениям своего банка.

Технику или путевку к морю клиент сейчас вряд ли готов выбирать на сайте банка. Но продукты, связанные со здоровым образом жизни, вполне органично могут вписаться в финансовый супермаркет.  Например, телемедицина – способ посредством телефона или интернета получать медицинскую помощь (консультироваться с врачами, получать второе мнение и т.д.). В одном из последних отчетов аналитики IHS высоко оценили потенциал этого рынка (к 2019 г. мировой объем рынка может достичь $44 млрд). Мировой опыт это только подтверждает: на сегодняшний день проникновение услугу в Европе достигает 30%, и ежегодно этот показатель растет.  

В России отрасль начала развиваться еще до появления регулирующего ее законодательства. Эксперты прогнозируют, что потенциал местного рынка может в перспективе 3-4 лет достичь 18 млрд р.

С начала года телемедицина официально получила статус медицинских услуг. Это должно подстегнуть интерес к отрасли. 

Почти каждый 10-й личный визит к врачу оказывается совсем не обязательным. Такие данные приводит Центр по профилактике и контролю заболеваемости США. Если бы пациенты не пошли к врачу, а воспользовались услугами телемедицины, это сэкономило бы круглую сумму. 

Телемедицина может решить ряд вопросов, связанных с качеством и доступностью медицинской помощи в стране. Если в крупных городах с доступной медицинской помощью в целом проблем нет, то в небольших городах, а особенно в отдаленных поселках – вопрос доступности медпомощи стоит довольно остро (очень часто в регионах можно наблюдать картину, когда узкопрофильный специалист принимает в поликлинике только раз-два в неделю). С этим же связана вторая проблема – недостаток высококвалифицированных кадров.

Учитывая покрытие интернетом и количество смартфонов и ПК на душу населения, телемедицина доступна практически любому: для общения с врачом фактически нужен только доступ в интернет. Уже сейчас до 80-85% обращений к врачам онлайн происходит именно из регионов. Важно, что получить консультацию можно от врача высокой категории, практикующего в крупной, хорошо зарекомендовавшей себя клинике. Это особенно актуально, когда пациент сомневается в адекватности назначенного лечения и хочет получить второе мнение.

С точки зрения самого лечения, развитие телемедицины сможет решить сразу несколько задач. Прежде всего, можно будет решить вопрос повышенной нагрузки на медперсонал, особенно в периоды сезонных обострений неопасных респираторных заболеваний, не требующих какого-то специфического лечения и очного осмотра. Вместе с тем, врачи смогут удаленно мониторить состояние пациентов, страдающих от хронических болезней, и давать рекомендации по проведенным анализам. Наконец, более плотный контакт пациента с врачом (а ведь телемедицина позволит клиенту обращаться к врачу гораздо чаще, чем он мог бы делать это в офлайне) поможет выявлять некоторые заболевания на ранней стадии. Не говоря уже просто об экономии времени клиента, которому не нужно ехать через весь город в больницу, отпрашиваться с работы и сидеть в очереди.

Полноценному развитию телемедицины могут помешать несколько проблем. Например, техническая оснащенность клиник. Очевидно, что одни клиники крупных городов не смогут обслужить весь поток клиентов, а многие больницы небольших населенных пунктов чаще всего скудно оснащены. Кроме того, пока не решен вопрос с защитой персональных данных пациентов: через Skype пациенты делятся конфиденциальной информацией и должны быть уверены, что она не попадет в третьи руки. И наконец, пока возможности телемедицины ограничиваются только онлайн-консультированием.  

Несмотря на все очевидные плюсы телемедицины, услуга пока не покрывает все возможные потребности клиента. Например, остается открытым вопрос перевода в цифровой формат оформления справок, больничных, рецептов и т.д. В то же время получение медицинских документов – одна из основных причин личного посещения поликлиники.  

Нередки случаи, когда пациент не может адекватно описать свои симптомы и рассказать о своей проблеме. Некоторые болезни можно вообще диагностировать просто по запаху пациента. Очевидно, что такая диагностика невозможна в онлайн-режиме, да и просто осмотреть пациента через экран мобильного телефона или ноутбука может быть очень проблематично. 

Для владельцев маркетплейса телемедицина  может стать довольно рисковым продуктом, ведь от качества услуги будет зависеть не столько материальное благосостояние, сколько самое важное – здоровье клиента. Если клиенту будет оказана неквалифицированная помощь, или еще хуже  – рекомендации врача приведут к ухудшению здоровья, то репутационные риски упадут в первую очередь на маркетплейс. Ведь именно там клиент приобрел услугу. 

Но в перспективе двух-трех лет банки (вместе с развитием технологий и ростом оснащенности клиник по всей стране) смогут предложить клиентам своих маркетплейсов более комплексные продукты, связанные с постоянным мониторингом здоровья, с использованием носимых устройств, с возможностью прогнозировать колебания самочувствия в результате анализа больших данных.
2 комментария
2 комментария
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля