Илья Озолин: «Страховщики могут финансировать строительство при банкротстве застройщика»

О том, насколько остра сейчас проблема обманутых дольщиков, а также о возможных эффективных путях ее решения в интервью АСН рассказывает генеральный директор страховой компании «Проминстрах» Илья Озолин.

15:58
1
– Как развивается ситуация с выплатами по направлению страхования ответственности застройщиков?

– На сегодняшний день у нас 10 проблемных застройщиков, по которым мы производим выплаты. По 4 застройщикам мы уже полностью выплатили возмещение всем дольщикам. Еще по 3 объектам реализуем проекты по завершению строительства. По одному из них введены в эксплуатацию первые два дома (это Иркутская область, поселок Магистральный), до конца месяца будут введены еще два. Это небольшой проект, но с социальной составляющей –  госконтракт, переселение из ветхого и аварийного жилья. Застройщик, к сожалению, не справился с принятыми на себя обязательствами. По этому проекту нам удалось сесть за стол переговоров с местными властями и застройщиком и придумать механизм финансирования завершения строительства. На днях мы также получим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в Ульяновской области – там дом с квартирами для детей из детских домов. Подобный проект сейчас реализуется нами в Великом Новгороде. 

– Механизм страхования ответственности застройщика предполагает возможность завершения строительства за счет страховой компании?

– Сегодня никакого эффективного механизма не существует. Страховые компании строительством заниматься не могут. Финансирование завершения строительства этих объектов происходит из нашей прибыли и, безусловно, это вопрос, который требует более тщательной проработки. Мы могли бы больше времени уделять достройке многих объектов, если бы существовал более эффективный механизм. Приходится придумывать очень сложные правовые конструкции просто для того, чтобы выделить минимальное количество средств для завершения долгостроя. Деньги, которые попадают на счет застройщика, оказавшегося в сложной ситуации, тут же списываются, потому что, как правило, у него огромное количество исполнительных листов. Долевые юристы не дремлют: как только застройщик начинает задерживать передачу квартир дольщикам, армия этих юристов тут же начинает его атаковать. Они отсуживают штрафы, пени и неустойки, загоняя тем самым застройщика в еще более тяжелое финансовое состояние. Получается, что напрямую финансировать застройщика нельзя. Приходится придумывать разные варианты, чтобы покупать стройматериалы, оплачивать услуги подрядчиков могли непосредственно мы сами. 

– Можно ли считать участие «Проминстраха» в строительстве выполнением его обязательств перед дольщиками?

– Таким образом мы минимизируем свои страховые выплаты. Естественно, с момента введения объекта в эксплуатацию возможность наступления страхового случая отпадает. И это именно то развитие ситуации, которого хотят дольщики. Получение страхового возмещения для них – не идеальный вариант, потому что это не решает их проблемы с жильем. Договор долевого участия заключался ими зачастую на раннем этапе строительства по ценам, гораздо более низким, чем на вторичном рынке в данном регионе. Получив от нас возмещение, дольщик, как правило, не сможет купить себе новое жилье, а лишь компенсирует затраты, которые произвел.

Очень много дольщиков с ипотекой. Страховая выплата никак не компенсирует выплаченные проценты. Людям психологически очень тяжело закрыть ипотечный кредит и смириться с тем, что они несколько лет платили проценты и в итоге оказались в той же самой ситуации – без жилья. 

– Есть ли альтернативные пути финансирования достройки проблемных объектов долевого строительства?

– Рост числа «проблемных», сложных объектов в рамках долевого строительства – острая социальная и экономическая проблема. При этом финансирование таких проектов до завершения и сдачи жилья дольщикам и покупателям представляется затруднительным, если застройщик становится неплатежеспособным. Одним из вариантов становится фактически «санация» этих проектов с передачей обязательств по финансированию для завершения строительства госструктурам. Однако может быть внедрен и рыночный механизм финансирования, в том числе с привлечением как частных, так и институциональных инвесторов. Особенно важно, что страховые компании, имеющие большой опыт экспертизы, страхования и мониторинга таких объектов, могут выступить и в качестве инвесторов. По нашему мнению, необходимо говорить о формировании инфраструктуры инвестирования средств участников финансового рынка и иных инвесторов в достройку «проблемных» объектов долевого строительства.

– Насколько остро, на ваш взгляд, сейчас стоит проблема обманутых дольщиков в целом по стране?

– Количество обанкротившихся застройщиков растет, и не всегда это связано с неисполнением обязательств перед гражданами. Правила игры на этом рынке сильно поменялись. Многие небольшие застройщики, понимая, что не смогут соответствовать новым требованиям законодательства, решили уйти с рынка. Все больше ситуаций, когда дом готов, но застройщик уходит в техническое банкротство, хотя при этом свои обязательства перед дольщиками он выполнил. Поэтому мы изучаем каждую ситуацию досконально, постоянно следим за ситуацией по каждому объекту. Это позволяет нам на ранних стадиях выявлять проблемы и применять превентивные меры, чтобы не доводить ситуацию до приостановки строительства. Мы выходим на диалог с застройщиком, привлекаем внимание к этой проблеме. 
Властями сейчас принимаются беспрецедентные меры для решения проблемы обманутых дольщиков.
 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
1 комментарий
1 комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля