О «сбыче мечт» и страховых прогнозах

08:06
22
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»
Год назад на форуме «Будущее страхового рынка» я озвучил свои прогнозы изменения основных рыночных показателей. Мы конечно старались не сгущать краски – особый акцент был на «точках прогресса и роста»: развитии продаж накопительного страхования жизни через банки, «умное каско», развитие онлайн-продаж и автоматизации вообще. Для отдельных компаний прогнозы были (как и результат в итоге), конечно же, гораздо лучше рыночных – это тоже вполне понятно, всем одинаково плохо не бывает. В то же время, было очевидно, что в целом для рынка ничего особенно хорошего ожидать не было оснований, поэтому базовый набор параметров был такой: снижение темпа роста сборов из-за проблем в экономике вплоть до стагнации, рост средней выплаты из-за позиции судов, рост убыточности и доли расходов, финансовые проблемы ряда компаний и т.п.

По поводу этого прогноза у нас даже возникла небольшая дискуссия с Владимиром Чистюхиным из ЦБ – по его мнению, прогноз был избыточно пессимистичным. Тем не менее уже можно констатировать, что к сожалению, пессимистичные прогнозы на этот год сбываются почти в полном объеме. Убыточность за год выросла, позиция судов не изменилась. Единственное, что оказалось позитивным трендом – это снижение РВД.

Зато добавилось давление на страховщиков изменения курса валюты. Из-за этого провалились попытки исправить ситуацию с убыточностью за счет роста тарифов на каско: сейчас, чтобы нивелировать скачок курса, надо повышать тарифы на 20–30%. А сделать это еще раз после их недавнего повышения – означает сделать цену на этот вид страхования запредельной для большинства автолюбителей – по крайней мере психологически.
 
Не изменилась и позиция большинства госорганов по отношению к страховщикам. И ФАС, и Верховный суд, и Роспотребнадзор по-прежнему считают, что страховые компании берут деньги с населения, а платить не хотят. Страхование для них – это социальный институт, который несет за всех ответственность, а не бизнес.
 
По сути, сейчас страховщики возлагают надежды только на ЦБ. Причем ожидания страховых компаний от мегарегулятора значительно выше, чем у исторически подпадающих под его надзор банков. Регулятор сейчас готовит большое количество кардинальных новшеств для страхового рынка – и почти все их планируется ввести быстро и резко. Однако, несмотря на то, что страховщиков несколько пугают эти новации, они верят, что мегарегулятор знает, что делает, и если кто-то и может спасти сейчас отрасль – то это ЦБ.
 
К Банку России сейчас апеллируют все – и отраслевые объединения, и страховщики. Они надеются, что, несмотря на то, что в этом году не удалось запустить новации, которые бы серьезно изменили жизнь страховщиков к лучшему, уж в следующем году ЦБ сможет дать рынку новый импульс. Более того, именно положительную роль ЦБ многие страховые компании сейчас закладывают в свои планы на следующий год – как фактор, который сделает ситуацию не такой плохой, какой она была в этом году.
 
Словом, ожидание (или у некоторых участников рынка даже – мечта) правильных действий и поддержки ЦБ – единственное, что сейчас дает надежду большинству страховщиков. В этом году мы проведем традиционный опрос топ-менеджеров страховых компаний относительно их прогнозов по рынку в целом и по их компаниям. Традиционно прогнозы по компаниям оказываются на 10–20% лучше прогнозов по рынку –  руководители считают, что владеют «секретом счастья». То, чего лично я боюсь больше всего – что в этот раз традиция нарушится. Если прогнозы топ-менеджеров относительно своих компаний и рынка совпадут и будут негативными, то это будет означать, что страховщики уже утратили веру в будущее рынка. Искренне надеюсь, что это не так.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
22 комментария
22 комментария
  • штыгк
    08:49

    Страхование для них – это социальный институт, который несет за всех ответственность, а не бизнес.


    так и есть. социально-ответственный бизнес. страхование — распределение рисков. страховщики — организаторы процесса. прибыль и РВД здесь должны быть небольшие. иначе какое это страхование?? неэффективное?

  • hris
    09:48

    а что для Вас небольшие прибыль и РВД?
    с учетом, например, реальной инфляции?

  • штыгк
    09:53

    на РВД, прибыль и тд не более 35% от сборов. 65% — на выплаты.

  • hris
    10:16

    не думаю, что это реальные цифры для федеральной компании… административная нагрузка слишком много сжирает…

  • space
    10:26

    Я бы сказал, что и 35% РВД это до… много в общем.

  • штыгк
    10:32

    хотя бы 35, миленькие… в РФ ведь 45 — достижение. а в некоторых случаях даже 70 это прорыв…

  • штыгк
    10:43

    hris, реальные, на примере Ингоса.

    Позитивное влияние на итоговую рейтинговую оценку оказывают высокое отклонениетра-та-та.., а также низкая доля расходов на ведение дела (32,1% за 9 мес. 2013 года).

    а если вы еще не уровня Ингос — тем более живите поскромнее. куда вам шиковать?

  • йонас
    11:12

    РОССИЯ — чудная страна, для Буратино.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    13:41

    Христи,

    ИМХО прибыль вполне может покрываться почти исключительно из доходов от инвестиционной деятельности. Если упростить:

    1. Для годовой премии в 100 ед. необходимо около 21 ед. капитала.
    2. Рентабельность капитала в 20% дает необходимую чистую прибыль в 4 с чем-то ед.
    3. Только РНП от 100 ед. премии в среднем составляет около 40 ед. (если не «загоняться» с КВ) т.е. «размещение» РНП с доходностью 10% годовых почти полностью покрывает необходимый объем прибыли

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    13:44

    Скорее всего эта сумма не учитывает управленческих расходов, но в целом я с Вами согласен (ИМХО Вы даже несколько завысили цифры).

  • gosha
    14:18

    любой бизнес очень просто объявить «социально-ответственным»

  • Brasco
    14:43

    Ну почему обязательно надо писать заказные статьи?
    Никто не ожидает от ЦБ ничего хорошего… Или вы выдаете мнения Согаза и ВТБ за «мнение рынка»??
    Уже много компаний пострадало от рук ЦБ в плане 115-ФЗ, причем большниство нарушений являются такими ничтожными (поверьте на слово), а штрафы и санкции немаленькие.
    Плюс эти нововведения с планом счетов (хорошо, что хоть Макс для интереса указал сумму предполагаемых расходов), скажите еще, что это очень нужно в текущей экономческой ситуации.
    Уже смешны комментарии ЦБ о том, что усиление контроля будет способствовать изменению в лучшую сторону настроений страхователей!)Хаа!!!
    Это все частные случаи, и таких случаев масса.
    Точно такие же надежды возлагали на ФСФР (кажется, что и ода им была из тех же слов, что и сейчас).
    В итоге воз и ныне там.
    Поэтому ваша статья выглядит «избыточно позитивной»! ;)

  • Против ветра
    16:23

    Возможно статья несколько утопическая, но Автор прав в главном — ЦБ, это надежда страховщиков, я добавлю — последняя, т.к. от ГД, Правительства и судов, ничего позитивного не будет, они уже разучились думать, исполняя только заказы сверху или занимаясь самопиаром.

    Но у ЦБ есть две беды (не их вины):

    первая, что они не законотворцы и не могут исправить все огрехи законов и постановлений и тем более решений судов, во многом «взятых с потолка»;

    вторая, что вертикаль власти у нее такая же как и у всей страны, т.е. пока Первое лицо не скажет, чиновники под ним не пошевелятся, а одного человека проконтролировать всю страну или отрасль не хватит, вот и плодятся при нем не профессионалы, а карьеристы и приспособленцы, от которых скорых, да еще положительных и тем более самостоятельных решений ждать не приходится.
    «Еж птица гордая, пока не пнешь, не полетит».

    Если бы акционеры страховых компаний хотели бы заниматься социалкой, то пошли бы работать в Собес, а не в частный страховой бизнес, взамен не справившегося государственного страхования.
    Это все равно, что акционерным газовым и нефтяным компаниям сейчас приказать провести за свой счет газ во все дома страны и бензин продавать своим гражданам, как в Саудовской Аравии (соизмеримой по добыче нефти, но c ценами на бензин на порядки дешевле), но что-то не слышно таких указаний, наоборот хотят 2 трлн руб. из карманов граждан подарить им (заметьте, не страховщикам, это как по М.Задорнову: Плакат времен СССР «Пионер — ты за все в ответе!»… нашли крайнего!).

  • Ведьма из Блэр
    08:33

    А по-моему, вполне очевидно, что нынешние проблемы страховой отрасли — это, главным образом, следствие неработоспособности ФСФР как страхового надзора. Де-факто рынок больше двух лет был вообще без нормального регулятора, и никто-никто не заботился ни поведением отдельных (в том числе — немаленьких) его игроков, ни отношением судов к страховщикам, ни общественным мнением о них же — ничем таким.

  • Юрий Сюсин
    10:23

    Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    Простите, я здесь недавно, а что такое ИМХО?

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    10:53

    http://yandex.ru/y...

  • штыгк
    11:22

    ИМХО Надзор значительно улучшился. жалобы туда возымели действие. не то что в ФССН, откуда в ответ приходили невнятные писульки.

  • hris
    12:51

    Антон, спасибо, но от РВД никуда не денешься и от новаций гос органов и их контроля, которые влекут офигительные издержки для компаний.
    хотя согласна в том, что моей компании есть куда оптимизироваться

  • hris
    12:52

    почему-то мне тоже так кажется :mrgreen:

  • Юрий Сюсин
    22:18

    Спасибо, стыдно, что сам не догадался. Теперь буду знать.
    А по существу статьи и комментариев мнение потребителей ИМХО изложено в статье «Когда рожа крива» www.yugtimes.com/d...
    delovoe kogda rozha kriva eng. Поиск в ГУГЛЕ.
    С уважением Ю.Сюсин.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    09:47

    Христи,

    я же не с претензией к вам. :) У меня уже второй убыток у вас в рамках ПВУ по ОСАГО (жду выплату) + все договоры страхования, кроме ВЗР.

  • Сергей Александрович Масленков
    11:06

    Павел, спасибо за подробный прогноз ситуации на страховом рынке в 2015 году.

    Сейчас много говорят о проблеме мошенничества в страховании. Вы делаете количественные оценки сумм выплат и случаев мошенничества предотвращенного страховыми компаниями, выплаченного в связи с невозможностью доказательства в судах подозрений на мошенничества?

    Ведь без прогнозов развития проблематики мошенничества в страховании и решение откладывается.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля