«Даже крупные компании испытывают затруднения с переходом на ЕПС»

20.12.2016

«Даже крупные компании испытывают затруднения с переходом на ЕПС»

О том, насколько страховщики готовы к переходу на новый план счетов и стандарты учета, сколько стоят IT-решения и каковы основные риски, связанные с переходом, рассказал АСН исполнительный директор АДС-Софт Денис Иванов.
– Как вы оцениваете значение нового плана счетов для страховых организаций? Не слишком ли он близок к банковскому плану счетов? Что даёт такая глубокая детализация учета операций?
– Переход, как известно, инициирован Центральным банком. Прежняя отчетность не во всем удовлетворяла мегарегулятора, поскольку была недостаточно прозрачной. В течение нескольких последних лет крупные компании самостоятельно вели параллельно отчетность по стандартам МСФО для акционеров и партнеров по бизнесу, поскольку существующие стандарты не обеспечивали необходимую полноту и соответствие показателей, реальному финансовому положению компании. Для рынка переход на новый план счетов и новые формы отчётности - это шаг вперёд. Новые стандарты позволят сделать отчетность объективным отражением финансового положения компании.

Конечно, новый учёт достаточно сложен, но и сам страховой бизнес не прост. Без глубокой детализации сложно получить объективную картину. Это своевременный и неизбежный шаг.

– А всем ли компаниям нужны такие сложности? Может быть малым и средним компаниям можно было бы оставить все по-прежнему?
– Конечно, первыми осознали такую необходимость крупные федеральные компании. Они уже много лет ведут подробный управленческий учёт практически такой же, какой предусмотрен ЕПС, и на основании его данных анализировали эффективность бизнеса и принимали управленческие решения. Но надо учитывать, что ЦБ РФ предъявляет все более строгие требования ко всем компаниям без исключения. Это касается не только учета и отчетности, но также управления рисками, бизнес-планирования, качества перестраховочной защиты. Малым и средним компаниям становится сложнее, но других решений никто не предлагает. Все должны работать на одинаковом профессиональном уровне.

– Какие IT-решения предлагает сегодня рынок? Возможны ли какие-то промежуточные программы перехода или трансформации существующей системы на ЕПС, или страховщики должны коренным образом изменить учёт и установить новый продукт? Есть ли на рынке готовый коробочный продукт?
– Мы имеем дело с коренным изменением правил учета. Даже опытные главные бухгалтеры должны снова сесть за учебники и совместно с методологами освоить новые правила. Поэтому говорить о какой-либо трансформации не приходится. На рынке представлены те же компании, которые работали и раньше, но сегодня все они предлагают новый продукт, который компании должны заново устанавливать. И не просто установить, а настроить его согласно своей учетной политики, осуществить миграцию данных за последние пять-семь лет, поскольку некоторые виды резервов опираются на многолетнюю статистику. После миграции данных нужно трансформировать входящий баланс и вести дальнейший учёт по новым правилам.

В данной ситуации никакие паллиативы и промежуточные решения неприемлемы. Некоторые компании пошли более простым путём и фактически ведут учёт по правилам РСБУ, а потом осуществляют трансформацию данных в новые стандарты отчетности. Такой подход ошибочный, об этом между прочим так же говорит Центральный банк.

Если говорить о наличии коробочного продукта, то надо понимать, что это очень условное понятие. Во-первых, не существует никаких коробочных решений по миграции данных. Это всегда отдельный проект. Можно сказать, что рынок предлагает некие базовые продукты, которые требуют доработки для каждой конкретной страховой компании. Надо понимать, что новые правила учета фактически сильно дифференцированы в зависимости от учетной политики компании. То есть наличие полностью идентичных продуктов для двух разных компаний идеологически невозможно.

– Чем привлекателен ваш продукт? Обеспечивает ли он единый учёт страховой организации или охватывает только операции бухгалтерского учёта по ЕПС и формирование бухгалтерской отчётности?
– Мы предлагаем линейку программных продуктов. Управление финансами страховой организации – это одно из наших решений, решение именно для бухгалтерского учёта. Компания может приобрести как только данный продукт, так и полный комплекс систем, который охватывает все бизнес-процессы.

Основное отличие этого продукта заключается в том, что мы изначально шли от параметрических настроек. Это позволяет учесть все особенности учета компании, предусмотренные учетной политикой. Параметры учета не зашиваются в коды продукта, а могут меняться с помощью настроек по мере изменений в учетной политике. Это делает систему гибкой и не создаёт необходимости каждый раз дорабатывает ее программный код. Это позволяет производить изменения силами методологов, консультантов или бухгалтеров.

Кроме того, надо учитывать, что мы предлагаем комплексный продукт Удобное страхование, охватывающий все сферы страховой деятельности, включая электронное ОСАГО и мобильные приложения для смартфонов. То есть наш клиент может приобрести отдельно бухгалтерский учёт по ЕПС или всю линейку, или несколько блоков по необходимости.

Следует отметить также, что мы всегда предлагаем проектный подход к внедрению. Мы не предлагаем «коробку» и некие настройки к этой системе. Мы работаем с 2007 года на этом рынке и очень хорошо понимаем своих клиентов. Если какая-то компания покупает не комплекс, а отдельные системы, мы их совмещаем с помощью стандартных паспортизированных механизмов обмена информации. Нам нужно только понимать, какой набор данных нужен нашему заказчику для функционирующих у него сторонних систем.

Хочу остановиться на еще одном важном моменте. В проектной команде с нашей стороны в обязательном порядке работает методолог. Это значительно снижает нагрузку на бухгалтерию наших клиентов и облегчает для них проект перехода, снижает риски методологических ошибок в адаптации системы.

– Как вы оцениваете готовность к переходу к новым формам с 1 января 2017 года?
– Мы боимся коллапса. Даже крупные компании, которые сразу занялись подготовкой, испытывают затруднения, да и ЦБ проявил некоторую поспешность, объявив переход с 1 января 2017 г. До сих пор есть области в учете на ЕПС, по которым наблюдается вариативность толкования. Рынок поставлен в достаточно сложное положение, когда нужно настраивать все процессы в режиме реального времени по мере поступления изменений. Начало года будет тяжелым, уже 30 апреля надо будет отчитаться по результатам первого квартала 2017 года. При этом годовую отчётность надо будет подготовить по прежним стандартам. То есть две разных системы в короткий период времени должны будут работать параллельно. Мы надеемся, что ЦБ РФ будет с пониманием относится к небольшим затруднениям со стороны страховщиков.

– А каков примерно должен быть минимальный бюджет перехода на ЕПС для небольшой компании?
– Минимальные затраты внедрение системы для небольших компаний составляют около двух миллионов рублей. Это вполне по силам любой страховой компании.

 
 
 
 
АСН Daily на ваш Email
Поделиться ссылкой
 
Страховые тендеры на сайте
 за неделю:
 за день: