Выплаты юрлицам по ОСАГО снова перешли черту

Доля выплат физлицам по ОСАГО значительно снизилась в локдаун и осталась на примерно том же уровне и в I полугодии 2021 г. — 66% от сборов. Но выплаты по ОСАГО юрлиц и ИП снова превысили 80%, преодолев установленную ЦБ «грань» в 77%.

10:53
6
По ОСАГО юрлиц выплаты нарастают — из-за такси и общественного транспорта.
АСН проанализировало «страховую» статистку ЦБ по ОСАГО в разрезе общих сборов и выплат по договорам
  • с физлицами, 
  • юрлицами и ИП. 
В первом полугодии 2019 г. страховщики ОСАГО физлицам выплатили 80,1% от сборов, юрлицам и ИП — 81,1%.

В январе-июне 2020 г. по договорам с физлицами было выплачено 64,9% от сборов за тот же период. Доля выплат по договорам с бизнесом тоже сократилась — до 74,3%.
 
Узнайте планы регуляторов и крупнейших игроков страхового рынка на 7-м ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка», на который придут 200+ собственников и руководителей страховых компаний, собирающих 90% всей премии в стране. Принять участие

Напомним, что по указанию ЦБ о тарифах ОСАГО на обеспечение возмещения по ОСАГО отводится 77% от премии. Чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была безубыточной, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%. Остальная часть премии полагается на расходы на осуществление страхования и различные резервы.

Убыточность выше 100% говорит о несомненных убытках в ОСАГО.

В «Астро-Волге» подтвердили АСН важность этой грани для страховщиков: «всё, что выше 77% — это риск утраты капитала (в ситуации с показателями конкретного страховщика — АСН)». 

Таким образом, прошлогодний локдаун «выправил» соотношение общих сборов и выплат страховщиков по ОСАГО.

Как выяснило АСН, в первой половине 2021 г. сегменты показали разнонаправленную динамику. По договорам с физлицами по ОСАГО страховщики собрали 95,5 млрд р., выплатив 63,3 млрд р. (66,2% от сборов). Доля выплат по физлицам немного увеличилась, но не перешла грань в 77%.

Но в показателях обязательной «автогражданки» юрлиц и ИП за тот же период совсем другая ситуация. При сборах в 14,0 млрд р. в целом по рынку выплачено 11,3 млрд р. (80,8% от сборов) — страхование ОСАГО в этом сегменте снова ушло за грань безубыточности.

Количество смертельных аварий с участием такси увеличилось на 20%

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили АСН, что наиболее убыточным видом ТС в ОСАГО являются такси. Так, частота ДТП для такси по итогам 8 месяцев 2021 г. составила 32%, тогда как в среднем по рынку она составляет около 4,5%. 

По данным ГИБДД, количество смертей в результате аварий с участием машин такси в России в 2020 г. увеличилось на 20% по сравнению с 2019 г. — притом, что количество аварий осталось на прежнем уровне, указали в союзе. 

По мнению РСА, проблема высокоубыточных сегментов должна решаться комплексно. В первую очередь необходимо добиться усовершенствования системы подготовки и допуска водителей такси со стороны таксопарков. Очевидно, что разумным способом решения проблемы является повышение тарифа для убыточных сегментов — это же будет и экономическим стимулом для таксопарков для снижения убыточности.
 
Однако, если поднять тарифы для такси на действительно необходимый уровень, это может оказаться неподъёмным для аварийных таксопарков и с большой вероятностью приведёт к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе, обратили внимание в союзе: «В этом случае их пассажиры и другие участники дорожного движения пострадают ещё сильнее, потому что получить компенсацию от таксопарка непросто и далеко не всегда реалистично». Если же оставить тарифы на уровне, не компенсирующем убыточность страховщику, страховые компании будут экономически не заинтересованы в таком страховании.
 
Чтобы обеспечить переходный период — когда таксопарки смогут усовершенствовать свои системы допуска и проверки водителей, а страховые компании смогут позволить себе страховать риски такси и других высокоубыточных сегментов рынка — страховщики ОСАГО обсуждают возможность создания дополнительных механизмов, позволяющих распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков обязательной «автогражданки» за счёт создания перестраховочного пула, сообщили АСН в РСА. 

На 100 таксистов приходится около 44-60 ДТП в год 

Директор по управлению портфелем ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов прокомментировал АСН, что к сегментам с самым высоким объёмом выплат относятся как раз клиенты, использующие автомобили в коммерческих целях: это такси, каршеринг и маршрутные перевозки — по ним убыточность обычно превышает 100%.

Аварийность в сегменте такси очень высокая, подтвердил представитель «Росгосстраха». «По нашей оценке, в среднем на 100 таксистов приходится около 60 ДТП в год, в то время как на 100 клиентов с личными автомобилями — только 6 ДТП в год. Получается, сегмент в 10 раз более аварийный», — отметил Юрий Стрекалов.

Руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев отметил, что страхование юрлиц по ОСАГО является убыточным видом — с учётом расходов на ведение дел.

Особенно выделяются такси и общественный транспорт в целом. «Тарифы по данным видам максимальные», — рассказал представитель «Ингосстраха».

Аварийность такси составляет 44% (44 ДТП на 100 застрахованных машин).  Платят таксисты по 30-40 тыс. р. за полис ОСАГО, уточнил Виталий Княгиничев.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева указала, что ВСК был зафиксирован рост выплат в I квартале текущего года по юр- и физлицам, но начиная с апреля и по сегодняшний день ситуация стабилизировалась и вернулась к значениям аналогичного периода 2020 г. Таким образом, говорить о достаточности или недостаточности тарифа в связи с кратковременным повышением убытков преждевременно, считают в ВСК.

Первый заместитель гендиректора «АСКО-Страхования» Алексей Любавин рассказал АСН, что наличие трудностей с получением полиса у ряда сегментов клиентов (такси, общественный транспорт и т.п.) ярко свидетельствует об их недотарификации. Очевидно, что необходимо увеличивать верхнюю границу тарифного коридора, но не в целом, а именно для отдельных категорий клиентов. Полная отмена «верхней планки» невозможна по политическим причинам, считает Алексей Любавин.
 
Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов отметил, что «ещё много клиентских групп, по которым не хватает текущего тарифного коридора для получения уровня убыточности на уровне 77%».

Таксисты требуют решить проблему с отказами в страховании

Председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова заявила АСН, что проблемы с заключением договора страхования на такси существуют уже на протяжении пяти лет. «С начала этого года особенно остро вопрос поднимался в регионах, когда таксопарки не могли получить полисы на десятки автомобилей», — обратила внимание Ирина Зарипова.
 
Страховые компании считают данный сегмент рынка для себя убыточным. Несмотря на то, что стоимость ОСАГО для такси в среднем составляет 40-43 тыс. р., при личном визите в офис таксопарки получают отказ по различным формальным причинам, а при попытке оформить электронный полис сайты страховых компаний «зависают» на моменте выставления галочки «такси». Мы еженедельно получаем жалобы из различных регионов, сообщили в Совете по развитию такси.
 
Повышение тарифа бесспорно не решит проблему. Стоимость полиса станет неподъёмной для большинства региональных таксомоторных компаний, и они массово уйдут работать в серую зону. «По нашему мнению, нужно сконцентрироваться на решении проблемы с отказами в страховании такси. Когда рынок автомобилей такси будет застрахован соответствующим образом, вопрос убыточности решится», — заявила Ирина Зарипова.
 
По данным научного центра безопасности дорожного движения за I полугодие 2020 г. количество ДТП по вине водителей такси не увеличилось, по сравнению с прошлым годом. Поэтому считаем, что страховым компаниям необходимо обстоятельно изучить все причины роста убыточности сектора, отметили в Совете.
 
Президент национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал АСН, что проблемы с доступностью ОСАГО в их отрасли есть уже несколько лет. В первую очередь трудности возникают у компаний, не имеющих денег на страхование каско. Тогда страховщики навязывают различные «допники». Если компания покупает каско, то проблем с приобретением ОСАГО у неё не будет. 

За год средняя стоимость ОСАГО для грузоперевозчиков выросла, ориентировочно, на 10-15%, — оценил Владимир Матягин. Перевозчики против повышения тарифов на ОСАГО — из-за отсутствия денег. Президент ассоциации отметил, что отношение страховщиков связано и со старым автопарком, которому в среднем в грузоперевозках 20-21 год. Для системного решения проблемы необходима госпрограмма по поддержке перевозчиков при покупке новых авто, отметил Владимир Матягин.

По теме:
Банк России: рост выплат во II квартале 2021 г привёл к увеличению убыточности автострахования
Рэнкинг страховщиков ОСАГО за I полугодие 2021 г. У РЕСО резко выросли выплаты, СК «Гайде» ушла в минус
Рэнкинг первой сотни страховщиков по сборам за I полугодие 2021 г.
В России с начала года около 70 человек погибли в ДТП по вине таксистов
В 2020 г. уровень страховых выплат при урегулировании убытков в ДТП с участием такси превысил 162%
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
6 комментариев
6 комментариев
  • Рональдо.
    18:18

    Кто эти юр. лица? В каких городах? Откуда статистика??? Опять видать что то наплакать какую-то поправочку хотят? Или РСА деньжат в ЦБ зарежает ещё на какого нить «МЕГО-ПУПЕР-ПОДМУДСМЕН», вторая ступень, досудебного этапа, обратиться можно только тем, у кого есть Шин ген, 4я группа крови, и гражданство Папуа Новой Гвинеи))))
    Как уже всё предсказуемо, новую гадость улыбаясь готовят…

  • Max555
    23:23

    Ну так если все в рамках по физикам, что так плачутся эти ск и рса? 77% не больше, ок и строго не меньше тогда еще надо сделать!

  • Max555
    23:34

    Деятельность Н. вообще лучше проверить правоохр. органам. А страховым компаниям надо научится заниматься инвестированием, а не сидеть и плакаться что в этом году они заработали меньше миллиардов чем в прошлом

  • SergG
    11:17

    А есть компании, где нормально с аналитикой и нет бардака с учетом?

    Вопросы:
    Какая средняя выплата сейчас по такси? В разрезе физ/юр лиц.
    Какая частота в каршеринге и какая средняя выплата?

    Какая общая частота Дтп по газелям(физики+юрики)?

  • Олег Окунев
    18:38

    Хороший вопрос ) я тоже считаю, что таких компаний нету.

  • ДОСТАЛО
    15:08

    Вон оказывается что… а я то думаю, что все компании отказались страховать предприятия. Делать нечего агенту, просто не беру трубку клиентов предприятия. И с сожалением расстаюсь, в душе, со всеми добровольными договорами, которые там делала.
    ОСАГО это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ закон, которые многие не могут соблюдать не по своей вине.
    ДОКОЛЕ?

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля