Корпоративная война «Энергогаранта»: Андрей Зернов в международном розыске с иском на 600 млн р.

Наследники экс-главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Дьякова требуют с бывшего гендиректора «Энергогаранта» Андрея Зернова 600 млн р. возмещения убытков. Как выяснило АСН, во время предыдущих фаз конфликта Зернов оказался в розыске, а 51% акций компании — под арестом.

08:54
8
К находящемуся в розыске Андрею Зернову предъявлен иск в 600 млн р. Скриншот из базы МВД.
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ

Дьяковы против Зерновых

В российских судах рассматривается серия исков, связанных с корпоративным спором акционеров ПАО САК «Энергогарант» (18-место по сборам среди российских страховщиков). Как выяснило АСН, спор уже привёл к аресту 51% акций страховщика, к международному розыску экс-гендиректора Андрея Зернова и к искам на суммы более 800 млн р. к Зернову и ещё одному бывшему руководителю компании. При этом, несмотря на затяжной спор, компания остаётся прибыльной.

Конфликт возник после смерти в августе 2015 г. одного из ключевых акционеров страховщика — председателя Совета директоров «Энергогаранта» Анатолия Дьякова (бывшего министра топлива и энергетики РСФСР, экс-президента и председателя совета директоров РАО «ЕЭС России»).

Стороны конфликта:
  • Семья Зерновых — Андрей Зернов (экс-гендиректор компании), сейчас уже не управляет компанией и не является акционером. Акционерами являются его сын Михаил Зернов, его сестра Вера Зернова и его мать Татьяна Зернова.
  • Семья Дьяковых — Тамара Дьякова (вдова Анатолия Дьякова) и её дочери — Светлана Красникова и Лариса Соколова. Их основной актив в «Энергогаранте» — ООО «Атлас» (20% акций страховщика).
«В настоящее время семье Зерновых принадлежит около 48% акций ПАО САК «Энергогарант», семье Дьяковых — около 34% акций, иным акционерам — около 18% акций», — сообщили АСН в «Энергогаранте».

Со стороной Дьяковых АСН не удалось связаться, но их точка зрения широко представлена в судебных документах. Комментарии «Энергогаранта» в тексте отражают, по сути, позицию семьи Зерновых. 

Миноритарии пошли вслед за ФНС

Самый верхний пласт стычки связан с налоговым спором «Энергогаранта». Как уже сообщало АСН, в декабре 2018 г. ФНС посчитало, что у «Энергогаранта» есть налоговая задолженность в 1,58 млрд р. (включая штрафы). В московском арбитраже «Энергогаранту» удалось доказать незаконность начисления 737 млн р. недоимки по налогам, а также насчитанных на эту сумму пени и штрафов. В середине июля этого года кассация также встала на сторону «Энергогаранта», сообщили АСН в компании. Сумма, которую суд признал правомерной в акте ФНС, была уплачена в I полугодии 2021 г.

При этом в августе 2021 г. в Арбитражном суде должны начаться процессы по искам ООО «Атлас» к двум экс-гендиректорам «Энергогаранта». Первый иск «Атласа» о взыскании 600,8 млн р. убытков предъявлен экс-гендиректору «Энергогаранта» Андрею Зернову.

Ответчиком по второму иску на 268,2 млн р. является ещё один бывший руководитель «Энергогаранта» — Сергей Васильев. 

Эти два иска связаны с указанным налоговым спором, уточнили АСН в «Энергогаранте». Иски являются безосновательными, т.к. Совет директоров страховщика не согласился с формулировками налоговых требований, никаких убытков компании её бывшим руководством не нанесено, заявили АСН в «Энергогаранте».

Наследство бывшего министра энергетики РСФСР

У спора есть и более глубокий пласт — связанный с наследством Анатолия Дьякова.

АСН проанализировало судебные акты в картотеке арбитражей и московских судов общей юрисдикции. По традиции последних из актов удалены ФИО физлиц (упоминается «Зернов А.А.»), но из фабулы дела, участия в процессе «Энергогаранта», номера выпуска акций 1-03-10218-Z (идентифицируемые как акции ПАО САК «Энергогарант»), удалось восстановить ключевые детали.

Наследники Дьякова хотят оспорить продажу в декабре 2019 г. компании ИК «Энергогарант» (которая была акционером «Энергогаранта», владела 659,0 тыс. акциями страховщика). «Атлас» считает, что через продажу ИК «Энергогарант» Зернов завершил «свой преступный умысел по хищению акций страховой компании и захвата корпоративного контроля над ней». Однако покупатель до сих пор остаётся неизвестным и миноритарий требует раскрыть его данные.

Акции, которыми владело «ИК «Энергогарант» перешли к члену Совета директоров САК «Энергогарант» Олегу Страздингу, который является родственником Зернова. Зернов же обвиняется в хищений акций ПАО САК «Энергогарант», заявили в суде представители «Атласа», следует из документа.

«Отъезд вызван ухудшением здоровья»

Наследникам Дьякова удалось добиться возбуждения уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере ещё в 2017 г., указано в постановлении Преображенского райсуда Москвы, выяснило АСН.

В апреле 2018 г. Андрея Зернова привлекли в качестве обвиняемого и объявили в розыск, в т.ч. международный. В деле есть ещё четыре обвиняемых, но их личности не раскрыты (двое под домашним арестом, двое — под подпиской о невыезде).

В базе МВД АСН нашло информацию об объявлении Андрея Зернова в розыск «по статье Уголовного кодекса».

После ухода с поста Председателя совета директоров «Энергогаранта» Андрей Зернов последние несколько лет проживает за рубежом и в управлении компанией участия не принимает, сообщили АСН в «Энергогаранте».

По версии следствия организованная группа обманула наследников, сообщив нотариусу недостоверные сведения о рыночной стоимости некой компании. Из сопоставления документов следует, что, скорее всего, это ООО «Электровольт» (40% которого принадлежала умершему). «Электровольт» на тот момент владел 19,02% акций «Энергогаранта».

Наследникам было отказано во вступлении в состав участников первой компании и была перечислена некая денежная сумма. Это могло повлечь наследникам (трём физлицам) ущерб в особо крупном размере.

Адвокат Зернова пытался отменить меру пресечения в виде заключения под стражу. Это гражданский спор и должен рассматриваться в арбитражном суде Москвы, заявил юрист.

Отъезд Андрея Зернова вызван исключительно ухудшением его состояния здоровья, что подтверждается медицинскими документами, заявил адвокат.

Обвинение Зернова связано исключительно с тем, что он был владельцем 60% долей в УК «Электровольт». Но с августа 2016 г. Зернов не является участником данного ООО, не имеет влияния на его деятельность, заявила защита Зернова. Однако меру пресечения изменить не удалось.

Акции под арестом

Уголовное дело длится до сих пор. Более того, в его рамках наложен арест (ограничение права на отчуждение) на 51,1% акций «Энергогаранта».

В акте названы только доли арестованных акций. Через сравнение с раскрытием компании, АСН делает вывод, что арестованы: 
  • 19,02% акций ПАО САК «Энергогарант», принадлежащих ООО «Энергофинансконсалт» (последняя находится под контролем Веры Зерновой).
  • 18,63% акций ПАО САК «Энергогарант», принадлежащих ООО «Промстройлизинг», которое контролирует Михаил Зернов.
  • 13,45% акций «Энергогаранта», которые контролирует «Preffered Mаnagement Limited».
В апреле 2021 г. сам ПАО САК «Энергогарант» пытался оспорить арест части акций, заявив, что по последней редакции обвинения сумма вменяемого ущерба эквивалентна стоимости менее 5% акций и наложенный на акции арест более чем в 10 раз превышает сумму максимально возможного ущерба, что свидетельствует о явной несоразмерности. Однако суд не пошёл им навстречу.

Арест акций периодически продляется судами (последнее известное решение продлило до середины мая 2021 г.). По данным АСН, ограничение на продажу данных акций действует до сих пор.

Споры акционеров не влияют на работу и прибыль компании

Поскольку споры между акционерами никак не влияют на работу компании, за истекшие с момента смерти Анатолия Дьякова пять лет «Энергогарант» поступательно и планомерно развивался, сообщили АСН в «Энергогаранте».

В I полугодии 2021 г. рост сборов ПАО САК «Энергогарант» составил около 20%, указано в ответе компании. Согласно данным Банка России, в 2020 г. компания собрала 15,2 млрд р. (+2%) и заняла 18-е место в рэнкинге по сборам. Выплаты за этот период составили 7,4 млрд р. и практически не изменились.
 
Одновременно с этим «Энергогарант» обеспечил ежегодную прибыльную работу (в 2020 г. чистая прибыль составила 287 млн р. — АСН), обратили внимание в компании.

В конце 2020 г. международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s международный рейтинг «Энергогаранта» был повышен на одну ступень до «BB» (рейтинг РФ в иностранной валюте по S&P на сегодняшнюю дату «BBB-»), указано в ответе.

Существующий спор будет рассмотрен в рамках гражданского судопроизводства до конца текущего года, уверены в компании. Арест акций на работу не влияет, всё управление идёт в штатном режиме — так, в конце июня выбран Совет директоров компании.

Источник в «Энергогаранте» сообщил АСН, что представители семьи Дьякова действуют в рамках закона. Но попытки досудебного урегулирования не было, рассказал он. Беспокоит также возросшее количество информационных «вбросов» про «трудные времена» в компании, которые нельзя назвать объективными. Мы будем применять законные способы защиты деловой репутации, отметил собеседник.

По теме:
«Энергогарант» выиграл первый раунд в споре с ФНС на 1,6 млрд р.
Рэнкинг страховщиков за 2020 г. «СОГАЗ» собрал 287 млрд р., «Сбербанк страхование жизни» «потеряло» 47 млрд р.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
8 комментариев
8 комментариев
  • Экс-аджастер
    18:56

    Кто бы мог подумать? Довели уважаемого человека, пришлось аж заграницу на лечение уехать. И надолго.

  • Natalia12
    10:54

    Комментарий скрыт АСН, поскольку содержал персональные обвинения в уголовно-наказуемых деяниях, не подкреплённые в тексте комментария юридически значимыми доказательствами.

  • Generic
    14:18

    В чем смысл публикации этого на профресурсе? По-моему, мало тут кому интересны их разборки — это банальщина в акционерных обществах. Вот есть же объективные показатели деятельности ЭГ, которые можно при желании обсуждать, а не ванговать, будет ли им хуже от разборок хозяйских или нет.

  • Lomaster
    17:47

    Показатель важности темы, например, в том, что ЦБ может влепить предписание в связи с репутационными рисками. Что, в свою очередь, может неслабо сказаться на объективных показателях деятельности компании.

  • Экс-аджастер
    20:27

    Репутационные риски для страховых компаний очень важны. Но с другой стороны, а где их, честных то, (руководителей), сейчас найти?

  • Арон
    22:32

    В тексте ошибка в фамилии «Красикова» — правильно «Красникова», которая является супругой Геннадия Яковлевича Красникова — академика и генерального директора АО «НИИМЭ», председателя Совета директоров ПАО «Микрон».
    Геннадий Яковлевич Красников и есть основной инициатор конфликта и главный представитель наследников Дьякова.

  • АСН Администратор
    08:48

    Ошибка в фамилии исправлена, спасибо

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля