ВС: письмо считается доставленным, даже если страхователь ОСАГО не забрал его с почты

Письмо адресат не получил по независящим от отправителя причинам, а значит оно считается доставленным и страховая компания необходимый порядок выполнила.

14:48
4
Пострадавший в ДТП пытался взыскать со страховой сумму для восстановления машины, так как компания не дала ему направление на ремонт в 20-дневный срок, как того требует закон, пишет портал «Право.ру». Три инстанции с позицией автовладельца согласились, но не Верховный суд. Коллегия указала, что в предпоследний день страховщик отправил документ по почте. Письмо адресат не получил по независящим от отправителя причинам, а значит оно считается доставленным и страховая компания необходимый порядок выполнила.

28 августа 2018 г. Ирина Ложкина (имя и фамилия истицы изменена) на своём «Ниссан Тиида» попала в ДТП, виновником аварии признали второго участника. Так как он застрахован в АО «ГСК «Югория», за возмещением пострадавшая обратилась в эту компанию, заявление она отправила 26 сентября. Спустя несколько дней ее автомобиль осмотрел эксперт «Югории», ремонт он оценил в 84 600 р.

Выплатить страховку компания должна была в течение 20 дней с момента обращения водителя, то есть до 16 октября 2018 г. За день до истечения срока «Югория» отправила по почте направление на ремонт машины. Адресат его не получил, поэтому его вернули из-за истечения срока хранения.

С этого момента прошло около месяца и женщина обратилась к независимому эксперту, при этом уведомила страховую. 15 ноября автовладелица поучила заключение, что стоимость ремонта авто составляет 190,5 тыс. р. Собственница машины направила акционерному обществу претензию, попросила выплатить ей эту сумму, а не направлять в сервис. Но ей отказали, так как по такому случаю перечисление денег не предусмотрено. В ответе на претензию страховая отметила, что уже отправляла женщине письмо с направлением на ремонт.

Тогда Ложкина обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что страховая компания не выдала ей в срок направление на ремонт. Она просила взыскать сумму на восстановление иномарки, неустойку, компенсировать моральный вред и судебные расходы — всего почти 630 тыс. р.

Чтобы оценить причиненные машине повреждения суд назначил автотехническую экспертизу. Согласно заключению восстановление машины обойдется в 184,3 тыс. р. Тогда истица уточнила свои требования и за ремонт попросила перечислить на 6,2 тыс. р. меньше, как и «насчитал» судебный эксперт, но оплатить ещё и экспертизу (25 тыс. р.), то есть всего 648 тыс. р.

На это ответчик заявил, что направлял Ложкиной направление на ремонт. Копию документа страховая компания приобщила к материалам дела. Первая инстанция отметила, что представленное «Югорией» направление не подписано истцом. В бумаге нет информации о том, сколько продлится ремонт и в какую сумму его оценили. Суду компания не представила доказательств, что направление владельца пострадавшей машины действительно получала.

Славянский городской суд Краснодарского края отметил, что «Югория» пропустила установленный срок на страховое возмещение. Согласно ч. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда) компания рассматривает заявления о выплате в течение 20 дней с даты получения. За это время она должна либо перечислить деньги на восстановление машины, либо направить её на ремонт, либо отказать в выплате страховки. Фактически водитель письмо с направлением на ремонт не получила, следовательно ответчик не выполнил требование о его выдаче в 20-дневный срок.

Первая инстанция обратилась к постановлению Пленума ВС №58 от 26 декабря 2017 г., которое разрешает потерпевшим взыскивать средства со страховой деньги через суд, если она нарушает свои обязательства по выдаче направления на ремонт. Суд удовлетворил иск Ложкиной частично, взыскал с акционерного общества в ее пользу почти 620 тыс. р., уменьшив размер компенсации за моральный вред и сумму на представителя.

Апелляция с такой позицией согласилась, но снизила сумму неустойку с 300 тыс. р. до 170 тыс. р. Краснодарский краевой суд указал, что согласно ст. 333 ГК (уменьшение неустойки) сумма должна быть соразмерна с последствиями нарушенного обязательства. Всего в пользу Ложкиной взыскали около 490 тыс. р. Кассация решение оставила без изменений. Тогда «Югория» пожаловалась в Верховный суд. 

Дело рассмотрела тройка под председательством Сергея Асташова. Коллегия указала, что нижестоящие инстанции не учли, что у страховой компании для выплаты или направления на ремонт было 20 дней — до 16 октября 2018 г. (так как Ложкина обратилась с заявлением 26 сентября). И «Югория» направила по почте направление на ремонт машины до истечения этого срока, 15 октября. Из отчёта об отслеживании следует, что оно было доставлено, но Ложкина его не получила, поэтому 19 ноября вернулось отправителю. ВС отметил, что сообщение считается доставленным, если оно поступило адресату, даже когда тот с ним не ознакомился по своим причинам.

Отправка направления на ремонт по почте в 20-дневный срок со момента принятия заявления от потерпевшего, свидетельствует о надлежащем исполнении страховой компанией своей обязанности, решил ВС.

Тем более, отметила тройка, согласно материалам дела компания предупредила Ложкину о подготовленном направлении на ремонт в ответе на претензию.

Верховный суд не согласился и с позицией нижестоящих инстанций, что представленную копию направления на ремонт нельзя принять во внимание при разрешении спора. В ней, как указывает коллегия, указан сервис, который займется восстановлением машины и срок (не больше 30 дней), а так же сумма расходов на ремонт — 84,6 тыс. р. Этих сведений, решила тройка, вполне достаточно. Поэтому коллегия по гражданским делам отменила решение нижестоящих инстанций и направила дело на пересмотр в апелляцию, там спор пока не рассмотрели.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
4 комментария
4 комментария
  • kmv tum
    11:50

    А если бы истец в добавок требовала бы признать незаконным направление по мотивам явной недостаточности суммы ремонта (на 100т. разница с судебной экспертизой), то, может, и не отменили бы.
    В апелляции конечно уже не заявить таких требований, но могут на этом настаивать, либо срочно подавать отдельный иск, может помочь, либо как новое обстоятельство уже

  • DarthSidious
    12:22

    А в случаи когда страховая компания письма не забирает письма из почтового отделения также считать полученными будем?

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля