Для платформы «Автодата» разработали законопроект о праве продавать данные

Законопроект о платформе «Автодата» для сбора больших данных с автотранспорта предполагает, что для платформы придётся бесплатно передавать данные, которые её оператор затем сможет продавать и третьим лицам.

08:37
Этого и опасались автопроизводители, считающие такой вариант результатом коммерческого лоббизма. Коммерциализация данных поможет автовладельцам получить доступ к новым сервисам и скидкам, возражают сторонники проекта, пишет «Коммерсант».

Данные производителей, собственников автомобилей и владельцев дорог в обязательном порядке планируется размещать на цифровой платформе «Автодата», следует из проекта соответствующего федерального закона. Законопроект разрабатывается НП ГЛОНАСС и рабочей группой национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» и был одобрен на заседании рабочей группы 18 сентября. Собственники автомобилей будут передавать данные через посредника — изготовителя, уточняется в проекте.

На платформе в обезличенном виде будут представлены в том числе технические и навигационные данные, данные бортовых систем, телематических устройств и систем Connected Car, пояснил источник, близкий к проекту «Автодата». Предполагается, что пользователями данных станут госорганы, бизнес и сами граждане. Главная их ценность — возможность коммерциализации: например, автовладельцы смогут получить доступ к новым сервисам и скидкам, полагает источник. Доступ к данным для третьих лиц будет платным, за исключением случаев, когда они необходимы для безопасности, рассказал он.

Сегодня законодательный пробел позволяет автопроизводителям, дилерам и другим получать и использовать данные автомобилей в коммерческих интересах без согласия, а зачастую и без ведома собственника, поясняет собеседник. Передача данных зарубежными компаниями за границу дает им конкурентное преимущество, отечественные же разработчики не имеют доступа к этой информации, подчеркивает он.

В НП ГЛОНАСС уточнили, что проект сейчас проходит обсуждение с экспертами, а оператор платформы будет определен после ее проектирования.

В Nissan, который входит в рабочую группу «Автонет», считают реализацию проекта важной и своевременной и подчеркивают, что «требования к автопроизводителям должны быть разумными и соответствовать общемировой практике». Иностранные компании в целом с большой осторожностью относятся к инициативе, говорит партнер и руководитель группы по обслуживанию предприятий автомобильного сектора Deloitte в СНГ Татьяна Кофанова. Причина в том, что каждый иностранный автопроизводитель выработал свою стратегию работы с big data, которая действует в нескольких странах и объединяет данные большого числа транспортных средств, тогда как «Автодата» будет работать только в РФ, поясняет она.

Если положения проекта вступят в противоречие с соблюдением коммерческой тайны глобальными автопроизводителями, локализованными в РФ, то он работать просто не будет, уверен собеседник «Коммерсанта» на рынке. Кроме того, государство должно определиться с миссией этой системы, указывает он: если она создается для эффективности и безопасности транспортной системы страны, то обязательность предоставления данных этим оправдывается, но если их собираются монетизировать, то это уже похоже на коммерческий лоббизм.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля