Первый вариант – титульное страхование − действует сегодня как добровольный способ защиты. Стоимость этой услуги − от 0,1% до 2% от цены договора. Объектом страхования является право собственности приобретателя объекта недвижимости, которая нередко становится объектом длинных цепочек сделок купли-продажи. Если в какой-то момент выяснится, что одна из этих сделок была совершена с любыми нарушениями закона и может быть оспорена (например, наследниками), то по решению суда право собственности всех последующих приобретателей может быть аннулировано.
Сейчас каждая страховая компания сама проводит оценку рисков при страховании прав на недвижимое имущество. Логично, что чем больше сделок с объектом совершено, тем дороже будет этот вид страхования для владельца квартиры или дома.
Гильдия предлагает ввести утвержденный государством механизм страхования, подобно ОСАГО. В этом случае происходит страхование всех сделок по единому тарифу, за счет чего стоимость затрат снижается до разумного уровня.
Однако многие участники рынка недвижимости против того, чтобы этот вариант страхования объектов недвижимости сделали обязательным.
«Титульное страхование в нашей стране – дорогое удовольствие. Поэтому заставлять всех обязательно страховаться было бы неправильно, особенно учитывая экономическую ситуацию и саму по себе дорогую покупку недвижимости, − отмечает Ольга Балбек, заместитель директора по юридическим вопросам «МИЭЛЬ − Сеть офисов недвижимости». − Это в последнее время понимают и банки: многие из них отменили необходимое раньше условие страхование титула. Теперь клиент может сделать это на добровольных началах и тем самым он получает возможность снизить ставку по кредиту».
С ней согласен и Александр Зубец, генеральный директор компании «Новые Ватутинки», полагая, что обязательное введение страхового полиса приведет к еще большей стагнации и падению количества сделок, когда покупатели будут требовать дисконт в размере цены страховки, а продавцы – отказываться от уступок и вовсе снимать объекты с продажи.
«Существует много случаев, когда страхование права собственности не требуется, к примеру, если приобретается новостройка от первого владельца, − добавляет Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. − Поэтому, на мой взгляд, добровольность страхования собственности все же должна сохраниться и каждый покупатель сам сможет решить, нужно ли ему это».
Второй предлагаемый РГР механизм страхования – единовременная страховая премия в момент регистрации сделки, который может быть реализован за счет создания фонда. «Люди, которые подают на регистрацию прав, уплачивают небольшой сбор, страхуя таким образом переход права собственности», − отмечает вице-президент РГР Константин Апрелев.
В этом случае небольшие взносы собираются в фонд, из которого могут быть выплачены компенсации пострадавшим. В Российской гильдии риелторов рассказали, что такую систему можно создать с привлечением Росреестра. Ведь у него есть все необходимые сведения о регистрации объектов недвижимости.
Создание фонда обойдется дешевле участникам сделок. В среднем взносы в фонд с каждой заключенной сделки могут составить 0,1% от стоимости недвижимости. При этом защита прав покупателей жилья с помощью аналога ОСАГО оценивается дороже в 50–100 раз.
Поэтому эксперты рынка недвижимости считают такой вариант более рациональным решением. Так, по словам Андрея Зубца, это вполне лояльные условия, учитывая, что сегодня только дисконт на вторичном рынке столичной недвижимости может доходить до 7−10% от первоначально заявленного прайса.
«Предложенный взнос в 0,1% от стоимости жилья, полагаю, весьма подъемный для большинства клиентов. Например, для трехкомнатной квартиры стоимостью 12 млн р. он составит всего порядка 12 тыс. р.», − соглашается с ним Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development.
Гильдия риелторов предлагает обязать страховать сделки с недвижимостью
Российская гильдия риелторов (РГР) инициирует два варианта обязательного механизма страхования сделок с недвижимостью − ввести единые тарифы для уже существующего страхования титула или интегрировать страхование с системой регистрации через создание фонда.
Лучше пусть гос.органы наладят прозрачные механизмы купли/продажи и регистрации недвижимости в едином органе. не будут «всплывать» заключенные/дети/психбольные, не будет и потребности в страховании титула
Такое ощущение, что агенты-осагошники и «автоюристы» подались в риелторы, ей-богу!
Если будет фонд, то платить будут все, а получать компенсацию мошенники. Такие сделки будут проворачивать, что мам не горюй.
А обязательное страхование титула — это вообще верх тупизма. По ОСАГО не видно, к чему это приведет?
Порядок должен быть в Росреестре.
И ответственность за действия регистратора в первую очередь.
Титул (как его ни называй) при нынешнем бардаке в правах собственности у любого участника будет дорогущим.
Титульное страхование работает худо-бедно.А фонд разыграют.
*разворуют
Если верить статистике Росреестра, только с жильем и з/у физлиц совершается в год более 10,5 млн сделок. А если добавить коммерческие объекты, приобретаемые в т.ч. ЮЛ — счет идет на десятки миллионов сделок. Даже если минимальный страховой взнос составит 1 тыс рублей, страховщикам или в страховой фонд ежегодно будут поступать десятки миллиардов рублей. Риелторы настолько обнищали, заработки на профессиональной ниве так падают, что хочется еще с клиентов денег в свой карман собрать? А заодно и получить механизм регулярной продажи «проблемных» объектов, которые потом сами же будут помогать отсуживать обратно?
Гильдия может создать ОВС, кто мешает? Пусть поработают год-другой, покажут эффективность-выгодность для покупателей, люди сами пойдут.
А я, как потребитель, очень хотела бы такой продукт.
Потому что сейчас же невозможно проверить чистоту сделки. Можно остаться и без квартиры, и без денег.
Добровольное страхование титула есть в очень многих СК.
изворотливость российского ума по извлечению денег из воздуха воистину неистребима
А Statistik должно понимать, что он останется без квартиры, денег + суммы премии
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах