ВС высказался о замене банком страховщика без согласия заемщика

Банк отказал женщине в расторжении договора страхования, ссылаясь на то, что она была уведомлена о замене страховщика путем размещения соответствующей информации на сайте банка. Верховный суд РФ пришел к выводу, что необходимо дать правовую оценку отказу банка в удовлетворении заявления потребителя о прекращении участия в программе страхования.

19:00
2
Банк заменил страховщика для заемщика без уведомления клиента

Как следует из материалов дела, В.Н. Чикина 2 декабря 2011 г. заключила кредитный договор с банком «Восточный» с одновременным присоединением к программе страхования жизни и трудоспособности заемщиков. Страховщиком выступал «МАКС». По условиям договора женщина могла отказаться впоследствии от участия в программе страхования, предоставив в банк соответствующее заявление за 10 дней до предполагаемой даты.

26 января 2015 г. она обратилась с письменным заявлением в банк с просьбой о расторжении договора страхования. Ответчик отказал ей в расторжении договора, после чего она обратилась в «МАКС» с тем же требованием. Из ответа страховой компании ей стало известно, что 1 декабря 2013 г. договор между ПАО КБ «Восточный» и ЗАО «МАКС» расторгнут и со 2 декабря 2013 г. она застрахована в страховой компании «Резерв».

Чикина направила претензию о возврате излишне уплаченной после 2 декабря 2013 г. страховой премии, поскольку согласия на страхование в другой страховой компании она не давала. «МАКС» сообщил ей, что отказ от участия в программе страхования не освобождает ее от обязанности оплатить фактически оказанные услуги до 2 декабря 2015 г.

Чикина просила признать недействительным кредитный договор в связи с заменой страховщика, взыскать убытки на сумму 75,7 тыс. р. и 9,8 тыс. р. процентов, неустойку за нарушение срока возврата уплаченной премии в размере 75,7 тыс. р., компенсацию морального вреда в размере 10 000 р. Октябрьский районный суд Рязани удовлетворил требования Чикиной частично, однако апелляция отменила это решение, отказав Чикиной в иске.

Суд первой инстанции исходил из того, что женщина не была уведомлена о расторжении договора страхования между банком и ЗАО «МАКС», а также о заключении банком договора с СК «Резерв». Апелляция указала, что при заключении кредитного договора истец была проинформирована о добровольном характере страхования, об условиях и стоимости, а также о возможности досрочного прекращения действия договора страхования. Информация о замене страховой компании в связи с расторжением договора страхования между банком и ЗАО «МАКС» являлась общедоступной. Кроме того, замена страховой компании не повлекла изменений условий договора страхования, заключенного с Чикиной, пришел к выводу суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции указал только лишь на правомерность замены страховой компании, не дал никакой оценки отказу банка в удовлетворении заявления потребителя о прекращении участия в программе страхования. Между тем на данные обстоятельства истец ссылалась в исковом заявлении о взыскании излишне уплаченных платежей, отмечает Верховный суд РФ.

В нарушение ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции не определил характер правоотношений сторон, в то время как от этого зависело правильное разрешение спора, в том числе и по вопросу о правомерности замены банком страховой компании без согласия заемщика. Апелляция сослалась на то, что истец была надлежащим образом уведомлена о замене страховщика путем размещения банком соответствующей информации на интернет-сайте. Между тем отношения по доставке юридически значимых сообщений урегулированы ст. 1651 ГК РФ. Нормы указанной статьи судом апелляционной инстанции применены не были, а следовательно, не установлено, соответствовали ли действия банка этим положениям закона. В связи с этим дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, следует из определения ВС РФ.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
2 комментария
2 комментария
  • Пётр ш.
    09:13

    У меня сейчас схожая проблема с банком Сетелем и СК Сбербанк страхование. Но я расторг кредитный договор, а не страховой, через день после заключения, в связи с возвратом товара. В данном случае должен расторгаться и договор страхования одновременно. Мало того, что о том, что есть страховка я узнал уже после подачи заявления на расторжение кредита, то есть ее заключили за меня, так еще и его не расторгли и не ввернули за страховку денег банку. В итоге, спустя месяц после даты, когда кредит должен был быть прекращен по условиям договора, если б я его не расторгал, начались звонки от банка, по нескольку раз в день с угрозами. Начали разбираться — оказалось есть страховка, и она не расторгнута.
    Вот теперь тоже готовлю исковое заявление к Сетелему и Сбербан-страхованию, причем сумма долга, которую хочет банк — копеечная, менее 4000 р с учетом того, что он насчитал какие то пени или 1500 р без пени. Тут уже дело принципа — если банки мухлюют со страховками, пользуясь своим правом отказать в кредите без одновременного заключения договора страхования, то с чего за это должен расплачиваться порядочный заемщик. НО моральный ущерб я хочу требовать не менее 100 тысяч, поскольку проси больше — дадут меньше… :)

    • Мария Александрова Представитель СК
      18:26

      Здравствуйте, Пётр!
      Меня зовут Юлия, я являюсь сотрудником Клиентской службы компании ООО СК «Сбербанк страхование жизни». Увидела Ваш комментарий и решила сразу же Вам написать, чтобы разобраться в Вашей нелегкой ситуации и помочь ее решить.
      Для проверки информации, изложенной в обращении, прошу направить мне на электронный адрес cs@sberinsur.ru Ваши ФИО, дату рождения, номер Договор страхования и контактный номер телефона, чтобы при необходимости я могла оперативно с Вами связаться, с пометкой в теме письма: «Отзыв ASN.ру 107331».
      С уважением, Юлия!

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля