Страховщикам ОСАГО урезали право на регресс

Если виновник ДТП не внесен в полисе ОСАГО в список лиц, допущенных к управлению автомобилем, но указан там в качестве страхователя, страховщик не вправе предъявлять ему регрессное требование, решил Мосгорсуд.

07:22
23
Суд пополнил обширную коллекцию запретов на действия страховщика не в интересах страхователя.

Суд разобрал спор, связанный с регрессным требованием «АльфаСтрахования» к виновнице ДТП. Эта гражданка являлась собственницей машины и выступала страхователем по договору ОСАГО, однако не была внесена в полисе ОСАГО в список лиц, допущенных к управлению автомобилем. По этой причине страховщик потребовал с нее сумму возмещения, выплаченного «АльфаСтрахованием» потерпевшему в аварии в рамках ОСАГО.

Суд первой инстанции отказался удовлетворить иск страховщика. Это решение оставила в силе и судебная коллегия Мосгорсуда. В апелляционном определении суд сослался на ч. 2 ст. 15 закона об ОСАГО. Согласно этой норме, договор обязательной «автогражданки» заключается «в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством». Из этого суд сделал вывод, что ответственность страхователя – лица, заключившего договор ОСАГО, – застрахована по полису ОСАГО автоматически. А содержащееся в п. 3 договора ОСАГО условие о том, что договор заключен в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством, «не свидетельствует об отсутствии обязательств истца перед страхователем… в виде выплаты выгодоприобретателю суммы страхового возмещения в пределах лимита ответственности страховщика», – заключил суд.

Согласно методическим рекомендациям Российского союза автостраховщиков, страховая компания определяет стоимость полиса ОСАГО исходя из возраста, стажа и страховой истории только тех лиц, которые допущены к управлению машиной. Отсутствие страхователя в перечне данных лиц лишает страховщика возможности учесть его возраст, стаж и страховую историю при определении тарифа.

Несмотря на это, опрошенные АСН страховые юристы отмечают, что решение суда полностью соответствует закону.

Суд решил формально истолковать положения ч. 2 ст. 15 закона об ОСАГО, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков. «Такая позиция судов вынудит страховщиков всегда включать владельца автомобиля в число допущенных к управлению лиц и соответствующим образом применять коэффициенты возраста-стажа и “бонус-малус”», – полагает он.

«Это одно из тех редких судебных решений, которые я могу только приветствовать», – говорит старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. «Чтобы доказать, что гражданская ответственность страхователя по полису ОСАГО не страховалась, страховщик должен представить подтверждение того, что страхователь попросил не страховать его ответственность», – полагает Сергей Дедиков.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
23 комментария
23 комментария
  • Kadavr
    09:32

    Что-то я с утра не пойму… Виновница не была включена в список лиц, допущенных к управлению, но тем не менее считалась застрахованной по полису??
    Это как? :?

  • экономист
    09:36

    Интересно, а если у собственника прав нет, как рассчитывать тариф?

  • Сергей2
    09:48

    Надо менять формулировку с «лица, допущенные к управлению» на «лица, чья ответственность застрахована по настоящему договору», что полностью соответствует статье 931 ГК

    • Andrey59t
      10:39

      + ( в данном случае ) в Заявлении страхователь (собственник) не внёс себя в список лиц допущенных к управлению ,- — значит ГРУБО Нарушил усл.страхования и ЭТО Влечёт применение соответствующего коффициента с внесением в общую базу данных по данном физ.лицу, при необходимости страховщик вправе требовать ПОЛНОЙ уплаты страх.премии по данному договору также.
      На момент страхования у страхователя вообще может не быть ВУ и страх.премия считается по лицам доп. к управлению в заявлении страхователя, а после получения ВУ, по Заявлению страховантеля вносятся изменения в договор + доплата, если необходимо.

      И ещё вопрос по термину Страхователь ,- он на каком основании определился? М.б. генералка, м.б. собственник и т.п. аренда и тд и т.п. и где нотариально заверенный документ с датой? ( это тупые рассуждения)

      И второй вопрос к юристам РСА, а как они пропустили такое?

      • Versicherer
        16:47

        По-моему Вы сами себе противоречите. Сами же пишите, что у Страхователя может и не быть прав на момент заключения договора, и потом при получении прав Страхователь может себя включить на основании заявления. Т.е. может включать, а может и не включать.
        Ничего она не нарушала. Я купил машину и отдал ее сыну, на фига мне себя туда вписывать, если я не буду садится за руль? Не придумывайте. Понять логику наших судов невозможно, если они по КАСКО обязывают ремонтировать машину которая не была застрахована по договору о чем ясно указывали эксперты.

  • Revenger
    11:00

    Вакханалия безумия грядет…

  • garry
    12:26

    Суд все верно трактует. Эти ошибки возникают из-за неправильной методологии.

    Страхуется ответственность ЧЕЛОВЕКА (СТРАХОВАТЕЛЯ), а не владелец ТС, и не ТС
    и из этого надо исходить.

    а Закон ставит все с ног на голову. (сделано это было с одной целью, привязать страхования к моменту регистрации ТС )

    • Versicherer
      16:50

      «Страхуется ответственность ЧЕЛОВЕКА (СТРАХОВАТЕЛЯ)»
      Какого к лешему человека? Страхователем может являться и юридическое лицо.
      Страхуется ответственность водителя, который управляет транспортным средством.
      Господа, ну нельзя же так…

      • garry
        17:37

        Организация не управляет машинкой,
        а управляет машинкой конкретный человек.
        и вред причиняет конкретный человек.

        Ситуацию проста: Иванов Иван Иванович работающий в ООО «Рога и Копыта» водителем, управлял ТС принадлежащей ООО «Рога и Копыта», нарушил правила ПДД совершил ДТП, в результате чего нанес ущерб Петрову Петру Петровичу.

        Закон надо менять. Для нас Страховщиков, это будет выгодно и упростит кучу ненужных операций.
        вписание водителей, рассторжение полиса из-за продажи ТС и т.д., упростится тарифное руководство.

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    12:34

    Славно-то как! Погода хорошая. Обеденный перерыв.

    А теперь еще на подписке на «Крокодил» можно сэкономить

  • 123456
    12:49

    Странный этот народ судьи и юристы. Когда нужно они найдут кучу аргументов, даже если они будут противоречить здравой логике. А как посадить чиновника, так все у них не доказано и все в законах находят пробелы какие-то. Вроде бы право регресса предусмотрено уже законом (в отличие от КАСКО), но нет же — и тут нашли «качели». Заполненное заявление с перечнем водителей и подписью Страхователя — это им не аргумент, то что по умолчанию страхователь не должен вписываться хотя бы из-за того, что у него просто может не быть прав (никогда не получал или лишен на несколько лет) — тоже не аргумент. Так и родная мама может в один прекрассный момент перестать быть матерью.

    • hris
      14:37

      Кстати о мамах. Я страхую мамину машину по нотариальной доверенности, причем еще с тех пор как у меня прав не было, так оказывается все это время я могла спокойно ее водить и без всяких доплат за стаж, возраст и безубыточность )))) и главное даже тогда, когда у меня прав не было!!! А я то стеснялась :roll:
      Нет, ну вот что за люди…

      • Владислав П.
        14:44

        Управлять транспортным средством Вы не могли Это административном правоноаушение. ответсвенность за котрое установлена КРФоАП, вплоть до помещения транспортного средства на специальную стоянку.
        А вот с нынешней позицией суда, если бы что то случилось, регресс бы Вам выставить не смогли.

        • Игорь Потапов
          15:19

          Если нет права управления (не путать с не допущен к управлению в полисе), то это совсем другой пункт регресса, а именно п.76в, а не 76д. Так что смогли бы выставить регресс, и думаю получить. И по идее ни один суд не должен это право регресса не признавать, так как это уже совсем не понятно что будет.

  • Butty
    15:26

    Прихожу к выводу, что можно в полис ОСАГО вписывать водителя с максимально возможным классом, а затем усаживать за руль всех, кого ни попадя. Ответственность все равно застрахована. А если и случится СС, то надо будет только доплатить разницу за полис без ограничения. Гы… :)

  • LED1301
    04:54

    Кошмар!!! Страна дураков!!! В СУДЕ сейчас вообще безпридел!!! Зачем тогда правила??? которые кстати утверждены постановлением правительства РФ!!! Дебильная страна дебильные законы!!! :oops:

  • BUR2012
    09:29

    Зачем тогда существует список допущенных к уравлению? Уже давно задумываюсь о компетентности судей!

  • Dmitriy-123
    09:48

    Хочется как-то определиться. Чья же ответственность сегодня застрахована договором ОСАГО?
    Как я понял:
    — Собственника ТС, потому что сам договор называется «Обязательного Страхования Гражданской ответственности ВЛАДЕЛЬЦЕВ Автотранспортных Средств»,
    — Страхователя, потому что это лицо, заключившее договор,
    — Допущенных водителей, пото что они прямо указаны в договоре.
    Т.е. ВСЕХ вышеперечисленных лиц, не зависимо от того есть или нет намерение у Собственника и Страхователя управлять ТС (если они не прописаны в списке допущенных водителей, то это можно расценить как сознательное решение).

  • A-Nuta
    19:01

    вот интересно, а заявление на страхование, которое заполняется перед оформлением полиса, совсем в расчет не берется? а ведь именно там есть графа «список лиц, допущенных к управлению», где именно страхователь указывает своей рукой ФИО водителей, а также их стаж и номер водительского удостоверения. так вот если он себя не вносит в этот список, почему ему нельзя выставить регресс, предусмотренный законом?

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля