Основной объем договоров ОСАГО приходится на легковые автомобили, где убыточность находится на вполне адекватном уровне в 51%, отмечается в докладе. Однако следует иметь в виду, что этот показатель постоянно растет – с 31% в 2003 г. до 52% в 2005 г. В будущем это может привести к недостаточности страхового тарифа, считает ФССН.
Такая динамика обусловлена ростом частоты страховых случаев по группе легковых автомобилей. В 2005 г. этот показатель увеличился по всем уровням мощности двигателя, а также возраста и стажа водителя легкового автомобиля физического лица. Наиболее существенно частота страховых случаев выросла у автомобилей с уровнем мощности 50-70 л. с. и свыше 200 л. с. Увеличение частоты страховых случаев в зависимости от возраста и стажа водителя составляло от 15% до 21% (по данным Независимого актуарного информационно-аналитического центра).
При сложившейся диспропорции убыточности в зависимости от вида транспортного средства сбалансированность страхового портфеля по этому критерию становится одним из ключевых факторов, влияющих на уровень убыточности всего страхового портфеля, отмечает ФССН в докладе «О ходе реализации закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: 2003-2006 гг.».
- * Убыточность в докладе ФССН рассчитывалась по формуле: «Убыточность = состоявшиеся убытки (СУ) / заработанная премия (ЗП)», где СУ = В + (РЗУк – РЗУн) + (РПНУк – РПНУн) и ЗП = НП – (РНПк – РНПн). В – страховые выплаты, РЗУ – резерв заявленных, но неурегулированных убытков, РПНУ – резерв произошедших, но не заявленных убытков (в качестве оценки размера РПНУ была принята величина, равная 10% от заработанной страховщиком премии), НП – начисленная премия, РНП – резерв незаработанной премии, индексы «к» и «н» обозначают соответственно конец и начало отчетного периода.