Почему страховому рынку завидуют все сектора

15.06.2016

«... Тому росту, который показывает страхование по итогам первого квартала, завидуют все сектора. Вот бы не сглазить!»

Сколько страховщиков останется на рынке в ближайшем будущем, как ВСС планирует совмещать карательные функции на страховом рынке с лоббистскими, а в чем страховому рынку может сейчас позавидовать любой другой – рассказал АСН президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.
– Сейчас ВСС находится в стадии превращения в СРО. Членство в нем будет обязательно для всех страховщиков. Известны ли уже условия вступления в обновленный ВСС? Станут ли все, кто сейчас являются его членами , автоматически членами СРО? Определён ли уже размер вступительных и ежегодных взносов? Будет ли СРО ВСС формировать какие-либо фонды? По какому принципу будет избираться президиум? Кто его возглавит? Это будет представитель крупной федеральной компании или, наоборот, – небольшой?

– Собрание, на котором нужно было согласовать все эти решения состоялось, члены ВСС утвердили пакет документов, которые будут направлены в Минюст для регистрации. Мы рассчитываем, что оттуда они выйдут в течение 30 календарных дней, далее мы проведем еще одно общее собрание членов ВСС и выберем состав Президиума и Дисциплинарной комиссии. По нашим подсчетам, СРО может появиться в конце сентября – начале октября. А дальше – компаниям отводится 180 дней на вступление в это новое объединение, всем тем, что уже является членом ВСС ничего делать не потребуется, они войдут туда автоматически.

Мы проводили оценки по числу компаний, которые могут вступить в объединение – сейчас около 45% страховщиков не являются членами ни одного союза или ассоциации, некоторые стараются вступить заранее, но большинство – будет ориентироваться на вступление в СРО в конце 180-дневного срока. Мы и расчеты бюджета и взносов делали на основе имеющейся базы из 125 компаний-членов ВСС.

Утверждена методика, при которой членский взнос страховой организации в СРО будет состоять из двух частей: первая – это участие страховой организации в общих расходах СРО, вторая – финансирование деятельности по видам страхования. Для обеих частей применяется общий принцип: взнос страховой организации зависит от ее доли в сборах по соответствующему виду страхования и ограничен минимальным и максимальным размерами.

– Известно, что ВСС будет заниматься разработкой стандартов страхового бизнеса. Ведется ли уже какая-то подготовительная работа? Какие виды подлежат стандартизации в первую очередь? В какие сроки ждать результатов?

–Этот вопрос идёт в тесной увязке с предыдущим, поскольку прямо соотносится с наличием кадров: на имеющийся костяк этот функционал нагрузить невозможно. Исходя из консультаций с ЦБ, мы понимаем, что они видят в приоритетах разработку внутренних стандартов по заключению договоров по социально значимым видам страхования, таким как жилье, каско, ДМС, жизнь. Особую роль регулятор нам отводит нам в части рассмотрения жалоб и предлицензионной экспертизы.

– ВСС, преобразовавшись в СРО, приобретает контролирующие и карательные функции. Одновременно с этим он продолжает защищать и лоббировать интересы страхования во взаимоотношениях с институтами власти и другими надзорными органами. Не возникает ли здесь внутренних противоречий? Как будет выстраиваться управленческая модель в связи с таким разнообразием функций?

–Не забывайте, что эта модель уже давно не новость на рынке – пусть не по форме, но по содержанию – у нас есть уже профобъединения РСА и НССО, которые много лет справляются с этими задачами. Конечно, не все всегда бывает гладко, но по значимым вопросам решение найти удается и тут, безусловно, крайне важна роль нашего регулятора ЦБ, с которым удаётся поддерживать диалог. Очень рассчитываю, что если уж в самом сложном с этой точки зрения виде – ОСАГО – мы можем находить баланс интересов, то и в остальных это тоже получится, тем более, что взяв часть функций регулирования мы станем подспорьем для Банка России по подготовке тех же стандартов, по жалобам. А урегулировать конфликты – это, поверьте, не самое простое дело.

– Как вы считаете, сколько страховых компаний останется на рынке к 2020 году? В том числе сколько будет страховщиков ОСАГО?

– Общий тренд на сокращение продолжится, это и регулятор говорит открыто. Мой прогноз – меньше 100. А вот с ОСАГО все сложнее, поскольку слишком от многих факторов зависит этот процесс. Тренд на сокращение очевиден – в момент старта в РСА входили 200 игроков, сейчас их уже 80. Если все пойдёт по негативному сценарию – то, может, и одна единственная госкомпания, но очень рассчитываю, что такого не случится.

– Какие наиболее острые проблемы в моторных видах страхования требуют неотложного решения?

– Сейчас наша болевая точка, и мы об этом постоянно говорим, это суды и автоюристы. Вдумайтесь в эти цифры – 18 млрд р. вынесено с рынка за год. Думаете, эти люди остановятся? Без решительных шагов по изменению законодательства и без жёсткой позиции правоохранителей – нет, не остановятся. И ситуация развивается лавинообразно: при начале обсуждения проекта по обеспечению доступности ОСАГО было 3 региона, через месяц мы уже голосуем за 5, а сколько ещё в уме держим – страшно сказать. На недавнем президиуме ЦБ говорил о 30.

– Известно, что для решения проблемы нехватки полисов в регионах РСА создаёт единого агента. Как планируется устранить противоречия с ФАС по этому вопросу? Насколько это укладывается в представление о свободном рынке страховых услуг?

– Мы уходим от этого определения, потому что, Вы не представляете, сколько стало желающих стать «агентом» РСА. На Вашем сайте, кстати, регулярно читаем посты на эту тему. На первом этапе, действительно, говорили о формировании отдельной структуры, но пошли по пути создания системы многосторонних агентских соглашений между компаниями, таких, какие сами компании имеют со своими сетями, противоречия тут нет.

– Ожидаете ли вы оживления на рынке страхования до конца 2016 года? Что может послужить триггером роста? Может быть, что это будет либерализация тарифов по ОСАГО?

– Мы чётко понимаем, что без решения проблемы с автоюристами нет шансов на свободный тариф, иначе все эти риски будут заложены в стоимость полиса, что ляжет бременем на граждан.

– В целом же точек роста видится немного, да и те, что есть, – они призрачные. Сейчас растёт страхование жизни, но это, во-первых, эффект низкой базы, а во вторых – временное перетекание средств депозитов в другие инструменты. Очень надеюсь, что нашим страховщикам жизни удастся свои достижения удерживать и наращивать – у них тут очень активная позиция. В дальнейшем также за счёт низкой базы может подрасти страхование имущества граждан, каско, которое просело в пик кризиса может немного подтянуться за счёт расширения предложений недорогих продуктов с франшизой. Эффект от роста тарифа ОСАГО, видный в первом квартале, размажется по году.

– Каким вы видите страховой рынок в 2020 году? Какие каналы продаж станут ключевыми для страховщиков? Как трансформируется продуктовая линейка? Какие проблемы выдвинутся на первый план?

– Не стал бы загадывать на такой далекий горизонт, оставим это прорицателям, сейчас ситуация меняется каждый день. Пока что тому росту, который показывает страхование по итогам первого квартала, завидуют все сектора. Вот бы не сглазить!

Беседовала Елена Фельгенгауэр.
 
...