Остановить продажи ОСАГО! Анти-Сюсинг

17:01
34
Евгений Иванюга

Я не являюсь сторонником либерального правопонимания, но все же согласен с тем, что понятие «право» и понятие «закон» не тождественны между собой. Существует особая правовая механика, которую должен учитывать законодатель, регулируя правопорядок в той или иной сфере общественных отношений, иначе закон, не соответствующий требованиям действительности и не учитывающий объективных законов правовой механики, покалечит реальную жизнь.
Никто не будет спорить и с тем, что главный гражданско-правовой принцип (часть этой пресловутой механики) состоит в равенстве субъектов гражданских правоотношений: права одной стороны правоотношения должны быть уравновешены правами другой стороны, обязанности должны быть взаимными, нарушенное право должно восстанавливаться санкциями, эквивалентными нарушению.
Несоблюдение в законе баланса гражданского правоотношения – в реальной жизни чревато негативными последствиями для одной из сторон правоотношения и для гражданского оборота в целом. Подобные мысли можно найти в любом учебнике по теории права или по гражданскому праву, и к ним принято относиться, как к общим местам. Особенно пренебрегает правовыми принципами федеральный законодатель, считающий с некоторых пор, что закон можно нафаршировать любым содержанием.
К чему это привело в области ОСАГО, мы наблюдаем сейчас. В обмен на повышение страховых тарифов в 2014 г. законодатель будто решил уничтожить страховщика в его правоотношении с потерпевшим, видимо, чтобы страхователю, уплачивающему увеличенную премию, не было обидно. Возник дикий перекос в правоотношении с потерпевшим, который страховщика ведет к разорению.
Снижение ограничения износа заменяемых деталей с 80% до 50%, повышение страховой суммы, установление драконовской неустойки в 1% от размера выплаты при уже существовавшем штрафе в 50%, принуждение страховщика к неосновательной выплате при наличии спора об обстоятельствах ДТП (п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО) разбалансировали правоотношение с потерпевшим: привели к растущему разрыву между средней премией и средней выплатой, еще больше подстегнули мошенничество и сделали бессмысленным какое-либо урегулирование убытков – страховщику осталось только вручить потерпевшему ключи от кассы.
Российский союз автостраховщиков не выполнил своей защитной функции. Пропустив без какой-либо реакции поправки 2014 года, РСА продолжил безмолвно взирать на безумие законодателя – в довесок ко всем прелестям появился еще и обязательный электронный полис: теперь можно не представлять автомобиль на осмотр перед заключением договора да еще выбрать страховщика, находящегося за тридевять земель и не способного себя защитить в спорной ситуации.
РСА, призванный быть проводником интересов страхового сообщества, является лишь проводником воли идиотов, действующих под ширмой государства. Вместо борьбы с безумными законопроектами – РСА помножил их негативный эффект своим «Единым агентом» и «Е-Гарантом».
Страховщикам необходимо срочно отправить все руководство РСА в отставку и избрать новое с новыми задачами. Одновременно нужно отменить «Единого агента» и «Е-Гарант», и самое главное – принять решение о прекращении продаж ОСАГО по всей стране, о прекращении приема заявлений на выплаты по ОСАГО с выдвижением требований к власти (сами выплаты, разумеется, тоже прекратить). Это должна быть прямая, неприкрытая забастовка страховщиков до выполнения сформулированных страховым сообществом требований, среди которых я бы предложил такие:
1) снижение лимитов выплаты по имущественному ущербу (я не знаю, какой должна быть страховая сумма при существующих тарифах, пусть ответ на этот вопрос дадут специалисты, но очевидно, что нынешний лимит разоряет страховщиков и не соответствует объему поступлений страховых премий);
2) возвращение нормы о 80% износа заменяемых деталей (проблема изношенности автопарка россиян должна решаться запретом эксплуатации старых, переизношенных автомобилей, а никак не за счет страховщиков ОСАГО; непонятно, почему страховщик должен обновлять пятнадцати-, двадцати-, а порою и тридцатилетние автомобили);
3) пересмотр всей системы санкций в Законе об ОСАГО (адекватные санкции за нарушение обязательства – немаловажный фактор стабильности правоотношения. Существующие в ОСАГО санкции ставят страховщика в положение проигравшего при любом исходе судебного спора. Неустойка в 1% от суммы возмещения лишает смысла всякое судебное разбирательство, так как любой результат, кроме полного отказа в иске, равнозначен для страховщика разгромному поражению. Законодатель явно указывает страховщику, что искать истину в суде для него бессмысленно, так как легче удовлетворить явно незаконное требование потерпевшего до суда, чем доказать необоснованность ¾ исковых требований и получить на присужденную ¼ штраф и пени в размере, превышающем даже первоначальное необоснованное требование. Такое положение заставляет страховщика отказаться от полноценного расследования события и капитулировать даже перед явными мошенниками. В том числе и отсюда причина возросшей убыточности ОСАГО – даже не сами по себе санкции ведут к убыткам, а гипотетическая возможность их применения. При этом следует учитывать, что при страховой выплате по ОСАГО найти ту точку, которая устроит и страховщика, и потерпевшего, крайне сложно. Это обусловлено не злым умыслом страховщика или потерпевшего, а объективными причинами. Абсолютной истины в вопросе стоимости ремонта нет, а если абсолютную истину найти нельзя и если при ремонте велика возможность широкого субъективного усмотрения (автослесаря, автоэксперта), то за что же установлены повышенные санкции? Решение возможно такое – штраф размером в 40% от суммы взыскиваемого возмещения необходимо направлять в бюджеты муниципалитетов, штраф в 10% — в пользу потерпевшего, а неустойку убрать вообще, либо снизить до 0,01% от взыскиваемой суммы возмещения – уже одно это способно снять напряженность в ОСАГО);
4) исключить последний абзац п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО – безосновательных выплат быть не должно. Сейчас по формальным основаниям можно отменить любое постановление ГИБДД и потребовать себе возмещения, даже если ты явный виновник;
5) увеличить срок рассмотрения заявления о выплате до 30 дней (и до 60 в случае поступления документов почтой);
6) реформировать «электронный полис» — продаваться он должен только в том регионе, где у страховщика есть филиал. При этом нужно как-то решить проблему с осмотром автомобиля (к примеру, установить обязанность владельца предоставить автомобиль в течение суток на осмотр по требованию страховщика с правом для страховщика досрочно прекратить договор в случае неисполнения этой обязанности);
7) возмещение должно остаться в форме денежной выплаты;
8) страховщикам необходимо сформировать список особо отличившихся судей (списочек будет большой) и потребовать их отставки.
Нужно осознать уже, что РСА – это не придаток государства, РСА – это мы. Только явной, неприкрытой забастовкой страховщиков ОСАГО можно добиться разворота законодателя лицом к страховщикам. У законодателя и регулятора нет вообще никакого понимания того, что происходит в ОСАГО, и как это все исправить. Страховое сообщество пошло по ложному пути: крупные страховщики, протолкнув «Единого агента» и «Е-Гаранта», избрали принцип «умри ты сегодня, а я завтра», не понимая, что проблемы в ОСАГО никуда не уйдут. С падением небольших страховщиков армия страхователей ОСАГО пожрет и оставшиеся СК, а от лицензии отказаться не так просто. Все, кто в теме, это прекрасно понимают. С иглы ОСАГО слезть трудно.
Да, забастовка будет незаконна, но если закон несправедлив, то к черту такой закон.

34 комментария
34 комментария
  • Ресошка (гость)
    17:52

    Вы с какой страховой компании?

  • Василий (гость)
    17:56

    Атисюсинг — классно сказано.
    Кстати, а сам Сюсин давно не писал ничего что-то. У него все в порядке?

  • Димандрий
    21:00

    Вот именно с какой компании вещаете? Взбунтуйтесь попробуйте и вас покарает цб. А потом и полиция ***… и высушит

  • пуся (гость)
    21:26

    ну так было 120 лимит — и овцы целы были и волки сыты, но жадность такая штука… ведь 10-15 тыс. это гораздо лучше чем 3-4 тыс за полис. и ой — «кость» в горло не пролезла, какая досада ))))

  • Мнение (гость)
    22:56

    Писатель, сдай лицензию на ОСАГО и займись доброволкой, где можно писать в договора и правила, что пожелаешь! Зачем эти сопли и слюни?

    Почему тут все только про проклятое ОСАГО, где профессиональное сообщество?
    Почему бы не обсудить проблемы и перспективы в страховании имущества юр.лиц или грузов или сельхозки?

    Ау профи!!!

  • Верхний мидлтаун (гость)
    00:56

    Товарищи, а что не так? Исключительно верно изложено.
    И про ассоциацию и про проблемы.
    Корень всех бед в осаго кроется в разложившемся союзе, который сейчас формирует денежную массу и далек от всех проблем, как населения, так и страховщиков.
    Сейчас удачное время. Главный «спонсор» союза уже «откинулся», так что именно сейчас стоит менять правила.
    Голосуем. Кто ЗА?

    Я бы еще добавил про реформирование системы ПВУ, которая так же является пособником мошенничества.

  • Евгений Иванюга
    08:31

    Некоторым комментаторам из авто«юристов» отвечу (работники СК в таких разъяснениях не нуждаются) — чтобы сдать лицензию на ОСАГО, надо передать другой СК страховой портфель по ОСАГО, либо самостоятельно рассчитаться по всеми возникающими из договоров обязательствам. ОСАГО сейчас работает по принципу финансовой пирамиды: чтобы рассчитаться по выплатам, нужен постоянный приток премий по новым договорам. Если абстрактная компания сдает лицензию и обрубает приток новых денег, компания получает такую пробоину в финансах, что гарантировано идет на дно. Это утверждение действительно для большинства СК, занимающихся ОСАГО. Таким образом, сдача лицензии без передачи страхового портфеля — мгновенная смерть, продолжение работы по ОСАГО — медленная агония. Передать портфель по ОСАГО — невозможно. На прием моторного портфеля никто не согласится («Опору» прошу не вспоминать). Что касается воплей: «Берите и сами бастуйте!» Разве я говорил, что страховая забастовка — дело одной СК? Разумеется, одиночный бунт будет подавлен в зародыше. Я говорю, что бастовать должно всё сообщество организованно, путем принятия соответствующего решения на общем собрании РСА.

    • Мнение (гость)
      08:47

      Вам повсюду мерещатся авто юристы!
      Даже интересно чей это на самом деле плач Ярославны!

      • Евгений Иванюга
        08:53

        это не вовсе не плач. Вы тут где-то видите экспрессию? И, к сожалению, это не позиция моего руководства, а только мнение незначительного работника.

        • мимо шел (гость)
          11:14

          так ваших работодателей все устраивает, и они не питают иллюзий — когда их пустят ко дну, запасные аэродромы будут в готовности.

          Особенности национального бизнеса, примеров свежих море — Вим авиа, Открытие-РГС и тд.

  • Andrey_
    09:39

    Когда не было санкций серьезных — был перевес в другую сторону — и вас все устраивало. Теперь перевес в другую сторону — наслаждайтесь. По-моему все справедливо.
    А через год-два можно немного выровнять ситуацию — штраф уменьшить и брать его в пользу гос-ва, ну и немного однозначности в практику расчетов ввести. А после и тарифы снизить))

    • ОСАГОГОГО (гость)
      11:08

      На мой взгляд перевеса в «другую» сторону не было, если были какие-то разногласия потерпевший шел в суд и при наличии оснований забирал свое, а не зарабатывал на этом. Достаточно было принять единую методику, чтобы страховщики не занижали выплату и натуральное возмещение, чтобы потерпевший полностью восстанавливал нарушенное право.
      А нынешняя ситуация явно не соответствует принципу здравой логики, сейчас потерпевшему выгодно чтобы страховая компания ему не заплатила, в итоге же он получит в два раза больше.

  • Andrey_
    12:29

    А что мешало сразу платить нормально? что мешало делать резервы, когда выплаты были сильно ниже сборов… почему чтобы что-то получить с большинства компаний приходилось судится?? Часто встречаю случаи, когда некоторые СК обходят (или пытаются) свои же правила…
    Поэтому пусть я и согласен, что сейчас перекос, но в целом это справедливо… за что боролись…

    • Trianskyi
      12:59

      Не согласен в корне с вами… работал во многих компаниях (СК) как эксперт
      1. Нормально платили
      2. Все в срок
      3. Во всем беда от ЦБ… и неграмотно написаной единой методики, ну и так же соглашусь что в РСА сидят вафлёры.
      а) Мошейники при лимите 120 — рисовали дтп, и закидывали СК, банковскую карту купить в интернете нынче легко, после изменений, где надо показать ТС страховой, им стало тяжело, и к чему это привело? Все стали покупать праворукие машины и не только и БИТЬ, зашпаклёвывать абы как и бить… а в ЕМ написано или даже не написано про качество ремонта и степень повреждения до ДТП — так что износ 50%…
      В чём виноваты страховые? в том что РСА делала справочник на от****Ъ? где цены иногда на детали которые больше не купить по 200 000 за бампер?
      Каждый конечно думает что работая в этой сфере делает правильно, а один фиг всё через одно место выходит.
      Единственное правильное решение, взять пример с ассоциации банков — и ушли в новую созданную
      Тут тоже самое надо делать по аналогии, создавать второе РСА и приводить в порядок или как обычно…

      • Andrey_
        13:13

        Кто нормально платил? Ингос и РЕСО платили… может еще какие мелкие СК. Понятно, что механизм ОСАГО не предусматривает полного возмещения, но то, что РОСНО И РГС вытворяло…
        Не было до потребительского штрафа серьезного механизма наказать СК… Поэтому платили как хотели в расчете, что большинство не будет судится… Не понимаю, что мешало платить по средне-рыночным ценам, по аналогии с КАСКО (естественно с износом и до появления единой методики).

        С одной стороны соглашусь, что проблема в гос органах, которые своим регулированием сначала создали перекос в одну сторону, теперь в другую… Но в тоже время пока деньги капали с запасом — СК и не чесались — для примера — неужели так сложно было базу КБМ сделать?

        п.с. я вот например до сих пор не понимаю, почему при досрочном погашении кредита/ипотеки часть страховой премии не возвращается… точнее понимаю, что 60-80% этой премии отдали банку… но меня с точки зрения здравого смысла это мало интересует…

        • Trianskyi
          13:28

          Давай ещё раз — РГС это не страховая, это психушка, со всему вытекающими, там нет экспертов и нормальных управленцев, все сидят на откатах и сделке…
          Что касается бабла, капитала и т.д. — вы не забывайте, что компании собрав 10 т.р. строят бюджет по ним на 3 года, суды/уюбытки/ведение дела — под всё это резервируется… сложная математическая модель, в которую тоже "«ка залезло в ЦБ-* КАК МОЖНО ЛЕЗТЬ В ЭТО Я НЕ ЗНАЮ, в ЦБ одна методика, есть бухгалтерские методики для СК, они они конфликтуют между собой, аудиторы приходят и нынче нифига не понимают что они смотрят… из ЦБ приходили к нам дегенераты, которые страхования не знают, методики формирования резерва, и т.д. вам надо было показать их лицо, когда они увидели аудатекс…
          КБМ — я ещё в первой страховой делал интерграцию с РСА и 1С на web платформе, именно тогда мы поняли, что кбм вне зависимости от СК похерится, там у них яма в голове аналитиков. № прав/паспорта сделать уникальным индефикатором для поиска КБМ — при этом операторы СК не всегда правильно их могли прочесть/вбить — или вовсе 10 нулей и единиц и т.д.
          Даже если все исходные данные указывать, замена прав/ паспорта — кбм 1, на стороне рса всё выгружалось криво и опять всё пошло вверх ногами…
          Рынок? использовать такое понятие в РФ грех! у нас дикий народ — купи-продай, половина дилеров взвинчивают цены для СК, икзист так же развалился, emex после того как стал генеральным поставщиком з/ч для рольфа и не только испортились, цены ещё ладно, но везут брак и т.д. и тут самое интересное, остальные магазины интеренет строятся парсингом от этих же магазинов но с разной % накруткой…

      • СтрахОвщицца
        13:46

        У нас в законе написано ОДНО страховое СРО. Закон менять и создавать второе? Пока поменяем закон- страховщики загнутся нафиг.

  • Andrey_
    14:41

    2Trianskyi
    Ну РГС просто показателен… апогей… к слову застал время когда они очень хорошо платили по КАСКО… Кст друг пару лет назад по ОСАГО от РГС ремонтировал а/м по направлени с доплатой износа, остался доволен…
    Сам лично сталкивался с РОСНО — была полная жесть, а с РЕСО все было здорово.

    и я не к тому, что все молодцы, только СК плохие… нет, просто везде есть жадные, нечестные или некомпетентные люди…

    photo

    • Trianskyi
      15:13

      РГС сама виновата, я знаком с теми, кто молотил эту кашу, там эксперты не глядя согласовывают по 200 убытков в день (каждый!). и это в 1 смену. НО качество вы сами понимаете какое, что касается судов — у них нет юристов… штат должен был расти, но его уменьшали, з/п резали…
      В чём будет то итог?
      Плевать на СК, лично я вижу что какая бы не была компания, везде руководители не компетентные, включая цб, и любое другое министерство, все закончили МГУ.
      Тут далеко ходить не надо в 2012 Шишханов приезжал, Усов, Сидоров и другие, ну у них другая модель, деньги надо получать быстро и много, а расходы? неееее… не слышали…
      В некоторых странах была практика, убрали страхование вовсе, по суду или в добровольном порядке возмещение… без всяких методик и экспертов и СК, что самое интересное, за 5 лет аварийность снизилась в разы, а по итогу, все ехали на СТОА, те считали сколько это стоит, и так и платили…

      • Ресошка (гость)
        18:53

        У нас так нельзя. Опять начнутся массовые подставные аварии с отжатием квартир у населения. Сейчас не 2000 год, афтодристов много развелось. Вся эта голодная шушера начнет учавствовать в подставных дтп, и по суду квартиры у людей отнимать. Вы слишком недальновидно мыслите со своей отменой ОСАГО.

        • пуся (гость)
          14:04

          да да, земля перестанет вращаться без осаги, ну или столкнется с метеоритом, а доблестные страховщики предотвращают катаклизм. новый сценарий лля " армагеддон". на главную роль опять брюса уиллиса пригласят?))))

  • Шпак Иван Васильевич (гость)
    10:38

    Закусывать надо,, барин…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля