Мошенники южного полушария, их привычки и непривычки

01:55
15
Алексей Володяев
зам. гендиректора по андеррайтингу, Опора
Не боюсь показаться банальным, утверждая, что мошенники могут оказывать заметное влияние на результаты страховой деятельности.

В качестве примера можно привести попавшийся на глаза автору сих строк в середине 2014 г. портфель договоров добровольной ответственности владельцев транспортных средств, которым некие незадачливые коллеги, до тех пор занимавшиеся лишь банковским страхованием, хотели триумфально возвестить миру о своем вступлении во вселенную нон-лайфа. При общем количестве заключенных договоров страхования около 110 000 штук страхователей, заявлявших в компанию убытки с признаком мошенничества, оказалось всего около 1000, то есть чуть меньше 0,9%. Однако, этот, казалось бы, ничтожный процент в итоге обеспечил общую убыточность по портфелю более 950%. Принцип случайности на этот процент явно не распространялся: люди буквально ездили на ДТП как на работу. Такая вот оказалась цена совсем небольшой ошибки селекции.

В зависимости от мотивации и степени подготовленности персонажей всю совокупность страховых мошенников я считаю возможным условно разделить на три категории:

  1. Мошенники ad hoc.
  2. Мошенники силой обстоятельств.
  3. Профессионалы.

Первая группа
Это люди, которые, как правило, не имеют умысла на мошенничество вплоть до наступления страхового случая. После его наступления, либо фрустрированные самим фактом ущерба, либо в силу свойств характера они приходят к выводу о необходимости подзаработать на страховом случае. Чуть особняком в данной группе стоят адепты концепции «надо отбить инвестиции в страховочку». Такие люди обычно изначально настроены достаточно враждебно (как минимум, с определенной «претензией») по отношению к страховщику, зачастую в этот контингент попадают люди, принужденные приобретать вменённый полис, например, полис страхования кредитного автомобиля или полис страхования от НС и болезней при оформлении потребительского кредита.
Первую группу в целом характеризует относительно низкий уровень знания условий страхования, страхового законодательства и судебной практики. Страховые случаи, которые заявляет данная категория граждан как правило являются действительно страховыми и имевшим место в реальности, и попытки мошенничества концентрируются в основном вокруг завышения суммы ущерба.
На практике это единственная категория граждан, с которыми действительно можно вести диалог в правовом поле, апеллировать к условиям правил страхования, гражданскому и уголовному законодательству и т.п. Кроме того, их вклад в общую величину нестраховых выплат самый незначительный.

Вторая группа
При заключении договора страхования тоже не имеет умысла к мошенничеству, однако под влиянием жизненных обстоятельств, таких, как неудачи в бизнесе, увольнение с работы и т.п. приходят к идее поправить пошатнувшееся материальное положение инсценировкой страхового случая. Хотя участники данной группы также бывают склонны к экспромтам и импровизации, всё же в среднем их подготовка к совершению мошенничества лучше, они упорнее и настойчивее добиваются своих целей. Аргументы к разуму, договору страхования и закону ими воспринимаются значительно хуже.
Каким образом можно бороться с ними? Основной рецепт достаточно прост: избегайте долгосрочных договоров. Чем на больший срок вы вступаете с гражданином в правоотношения, тем больше вероятность, что в течение договора жизнь его пойдет под откос. Наша практика показывает, к примеру, что в страховании от НС и болезней заемщиков потребительских кредитов наблюдается некоторая зависимость между средним сроком действия договора страхования и количеством заявлений на выплату по инвалидности с признаками мошенничества.
Второй способ – работа не с заявителем, а с автором документа, подтверждающего страховой случай. Если, к примеру, сотрудников ГИБДД смутить найденными в их справках несуразностями почти невозможно, то с врачами всё не столь безнадёжно: у нас в практике есть уже несколько случаев, когда по результатам общения с медработниками у застрахованных «отзывались» фальшивые инвалидности.
Есть и более «высокотехнологичные» способы: бюро кредитных историй предлагают услуги информирования о срабатывании определенных «триггеров», то есть, проще говоря, если финансовое поведение вашего застрахованного резко изменится, например, он прекратит платить взносы по потребительскому кредиту, или же, напротив, начнет во все банки подряд подавать заявки на выдачу кредитов, вы получите об этом извещение от БКИ. Своевременный звонок или визит к застрахованному страховщика способен отвратить клиента от опасных идей.

Третья группа – профессиональные мошенники.
Они действуют организованными группами, имеют юридическую подготовку, контакты в судебных и правоохранительных органах, среди оценщиков, медиков и прочих необходимых в их «бизнесе» специалистов. Они мотивированы, действуют целеустремленно и уверенно. В случае, если им удаётся стать вашими клиентами, борьбу с ними в большинстве случаев можно считать уже проигранной, они так или иначе вынесут из компании запланированную сумму денег.
Поэтому в общении с этой группой лиц самое главное – не допустить, чтобы они стали вашими клиентами. Полагаю, что основным инструментом борьбы здесь могут стать бюро страховых историй, однако только их будет недостаточно.
Дополнительными инструментами должны стать:
   – бюро кредитных историй: зачастую страховое мошенничество – не единственный промысел мошенников и их махинации с кредитами могут дать вам представление об их опасности.
   – базы данных штрафов: этот контингент часто отличаются пренебрежением к ПДД и не платит штрафы;
   – база Audatex: во многих случаях удается установить историю запросов на калькуляцию ремонта того или иного транспортного средства, естественно, для автомобилей, использующихся в мошеннических схемах эта история значительно длиннее, чем для «чистых» ТС;
   – агрегаторы данных из социальных сетей: в условиях высокой информационной связанности жить двойной жизнью становится всё труднее и труднее. Большинство мошенников не в состоянии последовательно изображать в соцсетях примерных граждан. Профиль сообществ и социальные связи нередко выдают неблагонадёжных клиентов. Может информация из соцсетей сыграть свою роль и при урегулировании мошеннического убытка, нередки случаи, когда якобы незнакомые участники сфальсифицированного ДТП сидят друг у друга в друзьях во «вконтактике» и «одноглазиках». К сожалению, инструменты анализа социального окружения пока не совершенны. По отечественным соцсетям, к примеру, поиск уже хорошо работает, а на Facebook пока не особенно. И результаты поиска не поддаются машинному алгоритмизированию, их приходится интерпретировать живым операторам.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Злой Дух Страхования
    10:08

    Заметка автора -как глоток чистого воздуха в море косноязычия)
    Спасибо -соскучились по Вашим заметкам )

    • Click me
      13:54

      Это правда, заметка автора чиста и непорочна) Осталось только получить ответ на вопрос, при чем же здесь южное полушарие? Неужели в северном полушарии совсем другой состав мошеннических группировок?

      • Злой Дух Страхования
        15:48

        так ведь оттуда растут «ноги» одного из десижн-майкеров Верховного суда, там же и всем известный беспредел в судах

        • Click me
          17:04

          Откуда оттуда? Вообще, не понятно, как вы читали ровный и гладкий текст автора? В заметке ни слова не сказано про зависимость между мошенничеством и ногами отдельных деятелей Верховного суда. Речь лишь о некоторой зависимости между средним сроком страхования и пущенными страховщиками под откос жизнями страхователей. И то, только второй группы!

        • Злой Дух Страхования
          19:01

          нужно прямо указать, что речь про Краснодар, Ростов и т.д?
          Речи нет в тексте, но статистика, связанная с тем, что основная масса кулибиных от криминала именно от туда, есть практически у каждой СК. Или Вы другого мнения?

        • Железный Дорожник
          23:29

          тоочно, давно кстати мы ни читывали на АСН мнений профессора КубГУ

  • ГазГаз
    17:34

    Ждем статью, где будут подробно рассмотрены подвиды жульнических страховых компаний, наиболее популярные способы обдуривания страхователей, топ-10 шняг как втюхать страхователю ненужный полис и самые безопасные пути вывести бабло из под временной администрации и смыться в неизвестном направлении.

    • Kutёk
      21:54

      Поддержу комрада ГазГаза.
      Статья вполне научна и изложена хорошим слогом, но шибко односторонняя ибо отражает только одну сторону медали «Страховой жулик»
      Есть как минимум вторая сторона — сами страховщики и их агенты-брокеры и еще гурт в виде судов, правоохранителей, всевозможных оценщиков-сюрвейеров-комиссаров.

  • Александр Скиба
    13:51

    Четко, грамотно, по делу

  • БорщЪ
    16:02

    Прекрасная статья. Считаю ее нужно донести до каждого страхователя, чтобы было понятно, как на деле к клиентам относятся такие персонажи, как автор. Нормальный рынок будет тогда, когда от таких авторов очистится.

  • Жан Франко Фердыщенко
    14:32

    Один «крот» может принести бОльший убыток чем десяток мошенников профи.

  • secretar_evro-polis
    17:59

    Прекрасная статья!

  • Агостин
    22:36

    Автор конечно расписал все, но есть несколько НО!!!
    1. В плане практичного применения, это все НОЛЬ.
    2. Настоящие мошенники не пачкаются мелкими ДТП по ОСАГО, когда есть есть такой лакомый кусок как КАСКО и страхованием ТС от хищения. К тому же страхуют в 90% случаев уже криминальную машину.
    3. Я не понял к чему это название статьи? Мошенники бывают не только в «южном полушарии», и уж поверьте, в северном полушарии жулики работают по крупному.

    А для тех, кто реально хочет не допустить к себе на страхование перебитые машины под подставное хищение, то обращайтесь, дам координаты профессионалов в этом деле, которые сотрудничают со многими СК.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля