Андеррайтинг в ДМС: пока искусство, а не наука

08:47
12
Андеррайтинг в медицинском страховании до сих пор остается в большей степени искусством, чем наукой. В ДМС нет большой базы, как в рознице, поскольку нет розничного рынка. Поведение застрахованных в очень большой степени зависит от кадровой политики страхователя. Рынка перестрахования тоже практически нет. Наконец, в ДМС есть инфляция. Тарифы на ДМС растут на 10–12% в год.
 
Убыточность в ДМС достаточно высока и по экспертным оценкам составляет в среднем 80–85%. Таким образом, андеррайтинг в ДМС – вопрос сложный и очень актуальный. Как же он реализуется на практике?
 
Крупные компании берут за основу знание конкретного клиента, особенно если речь идет о крупных рисках. Это несложно, так как клиентов мало, и они ходят по кругу. Это знание может уточняться с помощью внешних источников: брокеры, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и т.д. Если клиент достаточно продвинутый, то он сам постарается предоставить часть информации. Для оценки небольших клиентов используются следующие факторы:
 
  • половозрастной состав: женщины посещают врача чаще...
  • расположение офиса: чем ближе офис к ЛПУ, тем выше частота посещений...
  • отрасль: банкиры и госслужащие лечатся чаще других...
  • прогноз движения численности на год: перед сокращением каждый успеет пролечить все...
  • корпоративная культура: долгий перерыв в работе – повод проверить здоровье...
Отдельной строкой оценивается влияние инфляции. Очевидно, она разная в различных ЛПУ. Причем инфляция цен ЛПУ зависит от массы субъективных факторов: покупка томографа, договоренности, ну и себестоимость услуги тоже иногда влияет...
 
Только в единичных случаях эти факторы объединены в прозрачную методику. Еще реже она привязана к базе данных. Как правило, расчет страховой премии – дело опыта конкретного человека. В целом погрешность оценки остается весьма высокой. Каждая компания самостоятельно решает вопрос о том, что правильнее: набирать, а потом чистить портфель или сразу строго отфильтровывать клиентов. Также индивидуально решаются вопросы вроде:
 
  • высокая убыточность текущего года по амбулаторной программе – это случайность или навсегда?
  • насколько можно управлять убыточностью среднего клиента (300–500 чел) без кардинального ужесточения программы? Смогут ли мастера «по борьбе с ЛПУ» отжать убыточность, например, с 95% до 80%?
Отдельной темы заслуживает андеррайтинг в розничном ДМС. Такой продукт есть только у 3–5 компаний. Наиболее передовые методики разработал «Ингосстрах».
 
Для повышения качества андеррайтинга и более эффективной работы с ЛПУ необходимо консолидировать рынок. Интересными инициативами можно назвать опыт рейтингования ЛПУ от «Эксперта РА», несколько «круглых столов», организованных в прошлом году, и конференцию Ernst&Young. Отсутствие системной внутриотраслевой работы проявляется и в недостатках действующего законодательства. Чего стоит формально распространенный на ДМС запрет о выплатам третьим лицам по личному страхованию.
 
Главной общественной организацией в сфере медицинского страхования остается МСМС, но этот союз на 99% занимается ОМС. Проблемные вопросы ДМС остаются непроработанными. В итоге в области ДМС российский рынок качественно отстает по уровню услуги от развитых рынков. Он растет только за счет инфляции цен на услуги ЛПУ, розничный рынок отсутствует, работа с ЛПУ ведется индивидуально, статистическая база отсутствует и т.д. На сайте ВСС я вообще не нашел упоминаний о комитете или рабочей группе, которая занимается этими вопросами. На мой взгляд, необходимо серьезно расширить работу ВСС в этом направлении.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
12 комментариев
12 комментариев
  • nkiselev
    10:45

    по поводу убыточности в ДМС: ни для кого не секрет, что схематоз в корпоративе процветает! а розница и рисковый ДМС не в почете. так что вполне законная и объяснимая цифра.

  • lobanova
    12:10

    Игорь, в МСМС работает Комитет ДМС из представителей наиболее крупных игроков рынка медицинского страхования, который пытается решать проблемы ДМС в связи с отменой ряда законов с 01.01.2011 и принятием новых. Просто у Вас не полная информация…

  • koromislo
    12:27

    Я, обладая менталитетом гражданина нашей великой родины, сделав ДМС, сразу же хочу пойти и полечить, наконец-то, все свои застарелые болячки с комфортом, отсюда и убыточность, мне кажется, особенно от тех, кто ДМС в первый раз делает/получает на работе. Халява ведь!!!

  • Артём Александрович
    13:17

    Какой ещё андеррайтинг в ДМС? ОСАГОй надо банчить! Даёшь КВ 40! 35 уже мало!

  • rusnick
    02:41

    Розничный рынок отстутствует по одной банальнолй причине, простой как «Колумбово яйцо»… Абсолютной индеференцией нашего населения к добровольным видам страхования, к своему здоровью в частности. О покупке полиса ДМС русские думают только тогда, когда в «одном месте засвербит»… причем сильно. В этом случае полис ДМС выступает как волшебная палочка… Плачу 1000 долл. налечиваюсь на 50 000… Факт риска наступления случая — полностью отстутсвует.
    Вот если бы к КАЖДОМУ выданному полису ОМС, в обязаловку привязывать хотябы Стационарную помощь… или пргоцентов 3 от ФОТа работника в год. Тогда можно было бы говорить о вхождении в цивидизацию рынка ДМС в России… и в конечном итоге улучшения качества оказания медуслуг населению РФ…

  • Юрий М
    00:34

    Старый «андеррайтерский» подход. Цена первичного приема в клинике — равна стоимости годового полиса в долларах. На среднем коллективе нормалек. А дальше статистика (вернее, просто счета ЛПУ) упрямо все скажет…

  • Фатьянов Игорь Сергеевич
    07:38

    to nkiselev
    А без схематоза убыточность в имущественном страховании будет тоже 85% и выше?

    to lobanova
    1. проблемы ДМС возникли до отмены ряда законов
    2. То, что комитет появился уже после их отмены, уже проблема.
    3. для наглядности посмотрите новости МСМС на их сайте и найдите хотя бы 3-5 по поводу ДМС, сразу понятно что в приоритете.

    Собственно, я не упрекаю МСМС, объем средств в ОМС кратно выше. Просто надо чтобы ДМС кто-то занимался.

    to koromislo
    На второй год уже нет, не так ли?

    to Юрий М
    Такой подход практикуется, но это даже на среднем коллективе не очень хорошо работает. Динамика численности, прогноз цен ЛПУ, раскрутки и пр. Погрешность колоссальная, проще чужой прайс взять :)
    В посте я озвучил три проблемы: новые коллективы и т.д. Может предложите свое решение?

  • Юрий М
    17:24

    Я бы с огромным удовольствием, но… Не видно 100% элегантных решений. Запуская это направление с нуля, потратили кучу сил на аналитику, и вроде делали все правильно, но… В период кризиса combined loss ratio провалился до 105%, и акционеры моментально остыли к ДМС. Как видно теперь, для небольшой компании это вовсе и неплохо было.

  • Юрий М
    17:25

    Динамика численности — не существенна, а вот прогноз цен ЛПУ и раскрутка — вообще не считаемы и не системны. Как с ними быть?

  • Фатьянов Игорь Сергеевич
    16:31

    to Юрий М

    Динамика численности очень существенна. При большом сокращении штатов все будут лечиться как в последний раз. При наборе новых людей они тоже будут «осваивать» страховку

    Прогноз цен ЛПУ и раскрутка очень сильно зависят от работы ваших переговорщиков и выстроенной системы мониторинга: раскруткой как правило занимаются одни и те же ЛПУ.
    Прогноз цен ЛПУ в общем весьма системный, есть 2-3 принятых вариантов его учета. Самый распространенный просто +15% в год.

  • Gunter
    20:47

    Игорь, а каково ваше мнение в возможностях развития портфеля ДМС Страховщика, при условии расширения программы, но выбора ограниченного ряда ЛПУ? Насколько сейчас клиенту важно получить хорошую страховую защиту (минимум исключений), нежели стандартный (запрошенный) набор ЛПУ и низкие цены?
    Т.е. с т.з. андеррайтинга вопрос находится в области увеличения тяжести риска, но снижения частоты наступления случаев.
    Например, стандартные наборы раскрутки ЛПУ гинеколог-лаборатория-физиотерапия дают бескрайние возможности к увеличению обращаемости…

    to Юрий М
    Юрий, а какие меры вы предприняли по снижению CR? Что действительно дало ощутимый результат без потери клиентов и снижения уровня сервиса? Или в вашей компании вопрос ДМС был окончательно закрыт?.. я правильно понял, что ростом убыточности явились не ошибки в расчетете себестоимости, а банальный ее рост и рост «обращаемости» (при поддержке ЛПУ)?..

    Михаил

  • Юрий М
    13:45

    Из того, в чем я принимал участие, видел лишь один путь, позволяющий ДМС стать отличным, считаемым, и что важно, полностью честным бизнесом. На больших и даже средних коллективах — это программы с обязательной пультовой диспетчеризацией. Естественно, чтобы это работало, нужен высокий уровень доверия между страховщиком и клиентом, по сути — раскрытие всех карт по обращаемости, убыточности и т.д., постоянный мониторинг качества и удовлетворенности клиентов.Желательно — фиксация долгосрочных отношений, в том числе — цена контракта, прибыль-убыток страховщика. К сожалению, подобные программы всегда под ударом товарного демпинга — «дадим все то же, но без контроля и на 500 рублей с человека дешевле».

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля