Исход иностранных страховщиков как диагноз рынку

07:05
10
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»

В те благословенные времена, когда рынок рос на 20–30% ежегодно, ОСАГО еще не было ругательным выражением, а страховщики строили большие планы на будущее, активно обсуждался вопрос – как быстро «иностранцы» захватят российский страховой рынок. Мало кто ставил вопрос по-другому – а возможен ли сценарий с очень малой долей иностранного капитала? Скорее, спор был в части сроков – быстро ли пройдет покупка всех ключевых компаний и снижение доли российских акционеров в общем капитале рынка, либо это растянется лет на 10–15. Были, в частности, прогнозы серьезных инвестбанков, что к 2014–2015 г. доля иностранных страховщиков может достигнуть двух третей или даже трех четвертей рынка.

Такие прогнозы ни у кого не вызывали больших сомнений. В целом рынок стабильно рос. И хотя на нем были свои проблемы – некоторые сегменты неожиданно оказывались убыточными, развитие других тормозили нестыковки в законодательстве, для работы в третьих требовалось платить большие откаты, – но все эти проблемы носили локальный характер.

В это время рынок давал возможность работать рентабельно. Если у каких-то компаний начинались проблемы с платежеспособностью, то они, как правило, были вызваны либо слишком уж мощным демпингом, либо откровенным выводом денег, поскольку стабильный и высокий рост рынка всегда позволял компенсировать и ошибки менеджмента, и изъятия ликвидности.

Поэтому когда иностранные компании несколько лет назад приходили на российский страховой рынок, эти инвестиции совсем не казались неразумными или сомнительными. Шли они сюда с намерением работать «в долгую», не надеясь на скорую прибыль, а демонстрируя готовность вкладываться в «дочек».

Массовый исход иностранных компаний с российского страхового рынка, наблюдаемый в последнее время, говорит не о том, что их «дочки» не вышли в ожидаемый срок на окупаемость и акционеры решили отказаться от убыточных проектов. Это означает, что у «иностранцев» созрело понимание того, что российский рынок попал в институциональную ловушку, из которой выберется не скоро.

Возникла эта ловушка еще тогда, когда на фоне быстрого роста рынка казалось, что на нем все хорошо, кроме локальных проблем. На самом деле, именно тогда сформировалась модель рынка со своеобразной ролью посредников (влиявших не только  на расходы, но и на клиентский сервис – в том числе, на слабое распространение франшизы), ориентаций не на финрезультат, а на денежный поток и т.д.

Иностранные инвесторы полагали, что, исправив перекосы работы в купленной компании, можно сделать рентабельный бизнес. Но это не так: исправление перекосов выбивает компанию из рынка, и получается не рентабельный бизнес, а отсутствие бизнеса.

Кроме того, отношение и общества, и власти к страховщикам стало крайне негативным, поэтому практически любая законодательная инициатива по страхованию рассматривается теперь с точки зрения «как не дать страховщикам паразитировать на населении и обманывать государство».

С одной из заложенных тогда проблем рынок столкнулся сейчас особенно сильно – это проблема повышения тарифов на ОСАГО. Со всех сторон мы слышим, что это большой удар по населению – хотя на самом деле речь идет о сумме, примерно равной одному полному баку бензина. Но этот спор сейчас очень выгоден популистам – у страховщиков такая репутация, что выступая против них, они набирают дополнительные очки.

Как выйти из этой ловушки?

К сожалению, меры, которые нужно для этого предпринять, сейчас могут вызвать обратный эффект.

Нужно ввести реальный контроль за финансовой устойчивостью страховщиков, но значительная часть рынка в условиях нынешнего кризиса этого не выдержит: так сложилось, что реальных активов у большинства компаний нет.

Нужно ограничить роль агентов в продажах страховых компаний и снизить комиссии там, где они сейчас высоки – но при нынешней зависимости страховщиков от посредников и эта мера чревата серьезными негативными последствиями.

В этой ситуации есть только один повод для оптимизма – реальный диалог между страховым сообществом и регулятором (отмечу, что с другими ведомствами, устанавливающими правила работы на отдельных сегментах рынка, он пока так и не выстроился). Пожалуй, единственное, что сейчас может сделать ЦБ – это не оставлять рынок один на один с его проблемами и ждать удачного момента для того, чтобы исправить ситуацию на нем. Уверен, что когда-нибудь он настанет.

Сейчас же можно с уверенностью утверждать, что иностранные инвесторы очень долго не будут смотреть в сторону российского рынка. Исключением из этого правила может стать разве что страхование жизни – но не более, чем исключением.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
10 комментариев
10 комментариев
  • Vitalii Us
    09:48

    Добрый день! Позволю предположить, что для тех самых «иностранных страховщиков» развитие ситуации на российском рынке если и было какой-то неожиданностью, то только в тактическом плане. Все они, по крайней мере те, кто глобально работают на страховом рынке, имели опыт похожих сценариев в Азии, Латинской Америке, в Индии, при которых имели место и высокие выплаты посредникам, и коррупция, и недальновидная политика государственных органов, и узурпация власти охочим до быстрых денег местным менеджментом. Если более внимательно посмотреть на долю присутствия иностранных страховщиков на российском рынке, то окажется, что она не велика и последние годы не было стремления ее наращивать. Присутствие на российском рынке, в данном случае, вопросы стратегии, а не получения сколько-нибудь значительного финансового результата, по крайней мере, в масштабе бизнеса соответствующих страховых групп. Тот же совокупный бизнес группы компаний, головной для которых является ОАО СК «Альянс», в бизнесе Allianz SE составляет менее 1 %, что позволяет принимать в отношении работы на российском рынке любые решения, устраивающие акционера, включая отказ от работы на каких-то сегментах, оптимизацию штатного состава и организационной структуры и т.п. Россия, в данном случае, для гигантов мирового страхового рынка, скорее, полигон для отработки решений на нестабильных экономических рынках, нежели весомая часть бизнеса.

  • Юрий М
    10:07

    Павел, прошу, переформулируйте последний абзац без двойного отрицания. А то мозга не хватает понять — будут ли инвесторы нас скоро скупать или как раз наоборот?

  • Странник
    10:45

    Двойное отрицание по рейтингу «Эксперт РА» — суть негативного прогноза СиСи три минуса )

    Впрочем, Юрий, не ломайте голову над постом утром в понедельник, опять пустышка:

    «Нужно ввести реальный контроль...-… но значительная часть рынка в условиях нынешнего кризиса этого не выдержит»
    «Нужно ограничить роль агентов...-… эта мера чревата серьезными негативными последствиями»

    И что даст этот диалог с ЦБ?:
    — Привет, Эльвира, у нас проблемы!
    — Сейчас, подождите, я закрою сотню банков и страховых компаний, проблемы умрут сами собой…

    Как наш Чудомегарегуятор умеет отстаивать интересы страхового рынка мы уже убедились и не один раз. И не надо, Павел, тешить себя мыслью, что руководство ЦБ, несчастное, испытывает информационный голод.

    Лучше посмотрите с утра на чудесный дождь и грозу, — «Я открыл окно и веселый ветер разметал все на столе, пыльные...» ))
    Я вышел из метро и постоял под дождем, промок до нитки, и все эти бандеровцы и санкции и регуляторы с асагой смыло мощным напором чистой воды…
    Пошел в офис чистым как ребенок… Ненадолго, конечно ))

  • йонас
    11:20

    Виталий! Вы полностью отрицаете ментальность народа, который населяет Азию, Америку, Европу. Вы также не берете во внимание уровень квалификации специалистов, уровень развития культурных ценностей и т.д.
    Альянс погорел на высшем и среднем звене. Так как в большей части там были воры и дураки.

  • йонас
    11:26

    Статья не тянет на экспертную оценку… Павел печально.

  • Юрий М
    11:58

    Спасибо, поправили — стало яснее.

  • sakhalin
    13:31

    Российский страховой рынок не выдержал испытание ОСАГО, в т.ч. выплатной политикой отдельных страховщиков. А далее как следствие — «своеобразная» позиция судебной и законодательной власти, автоюристы. Зачем было дразнить гусей? В дополнение — конкурсные процедуры, демпинг, диктат посредников. Проблем не меряно…

  • Brasco
    13:32

    Начали за здравие…
    Было хорошее начало статьи, но почему-то свалились опять в ту же тональность-нет активов, урезать КВ, налаживать диалог…
    Первая часть статьи очень интересная, ее можно развить, но в другом русле, но вторая часть-из другой оперы.
    И разговоры о КВ, агентах, диалоге идут и в связи с другими темами-это как бы универсальная тема-ею можно и про туроператоров закончить, и про СМР, и про ДМС…

  • Vitalii Us
    16:12

    Ментальность народа, населяющего страны третьего мира, примерно одинакова и не сильно отличается от ментальности среднестатистического россиянина. Отработав более 13 лет в группе Allianz, имея опыт формального и не формального общения со специалистами, работающими на разных рынках, вполне могу сделать такой вывод. Не стоит приписывать гражданам РФ нечто такое особое, из за чего у нас и страхование не работает, и хлеб не родится, и коровы не доятся. Все — если уж не лучше, то уж явно не хуже, чем в других юрисдикциях, в том числе и к западу от государственной границы. Процент воров и дураков примерно одинаков во всех хозяйствующих субъектах, а что касается Allianz, то там знают как и что делать с этими явлениями, результаты чего мы и имеем возможность наблюдать. Только Allianz своей политикой предусматривает возможность открытого признания убытков и проведения санационных мероприятий, а иные доморощенные компании — нет. И уж точно к Allianz не применимо слово «погорел», — убытки ОАО СК Альянс за 2013/2014 год составили менее 0,1 % от выручки Allianz SE, что неприятно, но точно не смертельно.

  • D'drone
    09:45

    Т.е. у нас все плохо, но пытаться исправить ничего не надо, т.к. может стать еще хуже. Необходимо расслабиться и ждать ЧУДО. Отличный анализ!

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля